Собрание обманутых кредиторов


Риск дефолта по облигациям и неисполнение эмитентом обязательств по займу заботит не только купивших бонды инвесторов. Зампред банковского комитета Думы Анатолий Аксаков внес поправки в закон “О рынке ценных бумаг”, которые разрешают владельцам непогашенных бондов проводить собрания и вносить изменения в выпуски облигаций. Общее собрание инвесторов может быть созвано самим эмитентом, а также по требованию владельцев не менее чем 10% непогашенных облигаций или их представителей, говорится в законопроекте, текст которого есть в распоряжении “Ведомостей”. Расходы на проведение собрания несет эмитент, а если собрание созвано инвесторами – сами кредиторы. Сообщить о его проведении нужно минимум за 20 дней.

Собравшись, инвесторы могут утвердить изменения и дополнения в решение о выпуске бондов, разрешить эмитенту выпустить облигации более приоритетной очередности, дать эмитенту отсрочку платежей по бондам, а также прекратить обязательства эмитента перед кредиторами. Если эмитент находится в стадии банкротства, общее собрание созывать нельзя.

Подобные новшества были бы актуальны в случае серии дефолтов на рынке облигаций, полагает трейдер “Атона” Алексей Ю. “Было бы полезно дать эмитентам возможность наделить держателей облигаций дополнительными правами”, – добавляет директор отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин. По его словам, одна из основных проблем рынка рублевых облигаций – слабая кредитная культура: “Юридическая структура выпусков дает эмитентам чрезмерную свободу действий. В этой обстановке инвесторы чувствуют себя не очень уютно”.

Впрочем, на рынке еврооблигаций инвесторы защищаются с помощью ковенант – ограничений на деятельность заемщика, включенных с его согласия в условия эмиссии, отмечает Галкин. При нарушении ковенант инвесторы обычно могут досрочно погасить бумаги или получить денежную компенсацию за корректировку ковенант. “Это самый главный страх эмитента, все равно что дефолт”, – говорит Ю. Но, по их мнению, встраивание ковенант в российское законодательство пока затруднительно. “Мы наблюдали несколько попыток, когда подобные оферты включались в решения об эмиссии – например, выпуски “Дикси-Финанс” – 1, КМБ-банк – 2, но пока не ясно, насколько рабочим окажется этот механизм”, – резюмирует Галкин.