КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Так жить нельзя


Капитаны российского бизнеса, похоже, осознали простую истину. Обирать до нитки собственные компании нехорошо. Прежде всего потому, что это навредит бизнесу самих предпринимателей. Наглядное тому свидетельство – разработанная по заказу “Норильского никеля” концепция развития Норильска. На расположенных вокруг заполярного города предприятиях производится 90% продукции компании.

Идея авторов проекта проста. Многие из тех, кто когда-либо был в Норильске, говорят, что жить здесь очень сложно. Ветшающие дома, отсутствие сносной инфраструктуры, стареющее население, уезжающая “на материк” молодежь. Через некоторое время на предприятиях Заполярного филиала “Норникеля” станет некому работать. Компания намерена переломить эту тенденцию. Главная идея концепции – увеличить оплату труда сотрудников предприятия. Если в советское время работники “Норникеля” получали в несколько раз больше, чем в среднем в СССР, то в последние годы этот разрыв неуклонно сокращался. В презентации говорится, что доходы работников компании лишь на 13% превышают доходы работников Новолипецкого меткомбината. Чтобы удержать нынешних сотрудников и привлечь новых, предлагается увеличить темпы роста зарплат сотрудников компании – до 16–18% в год. Так они смогут скопить на квартиру и самостоятельно уехать на материк. В город же за длинным рублем приедут новые люди. Также программа предусматривает ряд мероприятий по улучшению качества жизни в городе – благоустройство, развитие мелкого и среднего бизнеса, повышение качества муниципального управления и проч.

Дополнительные расходы гендиректора и совладельца “Норникеля” Михаила Прохорова не страшат. Ведь повышение зарплат обойдется не дороже чем в $90–200 млн ежегодно, или $2,34 млрд на срок до 2020 г. Это ничто для компании, которая в нынешнем году получит $5 млрд чистой прибыли, говорит Прохоров. Это чистая правда. Но такая же правда и то, что за последние два года более половины чистой прибыли компании забрали акционеры – $1,8 млрд составят дивиденды за 2005–2006 гг. – и еще $2,5 млрд компания потратила на выкуп собственных акций. К тому же Прохорову осталось работать в компании пять дней, а к концу года он перестанет быть и ее совладельцем. Хватит ли желания запустить эту программу у Владимира Потанина (он станет контролирующим акционером “Норникеля”) и его менеджеров?