Недооценили Россию


В январе – феврале резко ускорился рост промышленности и инвестиций. Индустрия, по данным Росстата, прибавила по сравнению с прошлыми январем – февралем 8,4% (в 2006 г. – 3,9%), а инвестиции – 21,2% (13,5%). Экономисты объясняли это теплой погодой: строителям плюсовая температура позволила не останавливать работы. Промышленность же выросла на бурном инвестиционном спросе.

Экспорт, по оценке Минэкономразвития, почти не растет. В январе – феврале Россия вывезла товаров на $43 млрд, а годом ранее – на $42,9 млрд (+0,3%). В 2006 г. экспорт вырос на 25,3%. Импорт же замедляться не собирается – с начала года он прибавил 33,1%, а в 2006 г. – 29,6%.

С учетом сезонности и календарного фактора экспорт перестал расти с августа, подсчитало Минэкономразвития, когда нефть достигла максимальной цены. В нынешнем феврале нефть стоила на 5,1% дешевле, чем год назад, остальное сырье тоже подешевело с прошлого года. Подорожали только цветные металлы и сталь.

Снизилась доля произведенной нефти, нефтепродуктов, газа, угля, лесоматериалов и проката, отправляемого на экспорт.

Март может принести примерно такие же результаты, как январь и февраль. По данным Института экономики переходного периода, спрос на индустриальную продукцию достиг максимума с 1992 г. Предприятия не поспевают за спросом, и их складские запасы не растут.

Темп роста производства в марте стал вторым результатом за время наблюдений, рекордного уровня достигла доступность кредитов для промышленности (76% менеджеров промпредприятий готовы брать в долг).

Аналитикам приходится менять прогнозы.

“Ренессанс Капитал” пересмотрел свой макроэкономический прогноз уже по итогам двух месяцев. Главный экономист Владимир Пантюшин повысил прогноз роста инвестиций до 9%, промышленности – до 5,5–6,5%, ВВП – до 5,5%. Рекордный рост индустрии в начале года, считает он, – результат инвестиций, которые делались на протяжении прошлых лет: инвестиции в промышленность последние три года росли на 23–25%. Промышленность теперь перестанет, как в 2005–2006 гг., отставать от других секторов экономики, а внутренний спрос ей поможет, заключает Пантюшин, добыча стагнирует, но быстро растут обрабатывающие производства.

Валерий Миронов из Центра развития тоже считает, что инвестициям и промышленности помогла не только погода. Миронов ждет, что индустрия в 2007 г. прибавит 6–7%, инвестиции – 15%, а то и 20%. Это если РАО ЕЭС реализует, как собирается, инвестпрограмму на $20 млрд (это около 7% всех инвестиций в стране). Если нет, чуда не произойдет, говорит Миронов.

ЦМАКП повышает прогноз роста ВВП с 6,2–6,4% до 6,6–6,7%, сообщает его гендиректор Елена Абрамова: “Мы выходим на очень высокие темпы роста”.

Прошлая зима была исключительно холодной, а экономические показатели – низкими, возражает Юлия Цепляева из ING Bank: во II квартале экономика вернется к тренду, когда промышленное производство растет медленнее, чем ВВП. Цепляева прогнозирует рост ВВП по итогам года в 6,4%, а промышленности – в 5,3%.

Кирилл Тремасов из Банка Москвы полагает, что по итогам марта будет видно, есть ли у роста другие причины, кроме “эффекта базы” (начало прошлого года было исключительно холодным). Но нынешний прогноз (ВВП – +6,8%, инвестиции – +13%, промышленность – +4,2%) Тремасов уже считает заниженным.

“Если [в марте] будет видно ускорение, мы повысим прогноз”, – говорит Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG. Лисоволик предвидел быстрый рост в начале год: ВВП – на 7,5%, инвестиции – на 13,7%. Инвестициям помог бум IPO, компании получили деньги на развитие, считает Лисоволик, способствует росту инвестиций и государство, вкладывая деньги в инфраструктурные проекты и инвестпрограммы монополий.

Пока для пересмотра прогноза промышленности и ВВП оснований мало, а вот прогноз по инвестициям уже повышен с 10% до 11%, говорит Александр Морозов из HSBC Вank: реформа электроэнергетики и планы РЖД и “Газпрома” обеспечат высокие темпы роста капвложений.

Динамику экспорта и импорта экономисты объясняют укреплением рубля. В физическом выражении экспорт растет примерно на 10%, считает Владимир Сальников из ЦМАКП. Удешевляется и стоимость импорта, поэтому ввозится больше товаров, говорит Тремасов.