ПРАВИЛА ИГРЫ: Министерство самосохранения


Как бы плохо мы ни относились к министру здравоохранения Михаилу Зурабову, надо признать, что программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) придумана была очень толково и даже в теперешнем искаженном и извращенном виде всерьез снизила смертность в стране. Программа задумывалась как первый по-настоящему системный шаг к страховой медицине. Идея была в том, чтобы страховую премию за всех льготников платило страховым компаниям государство. А дальше – обычная страховая схема. Страховщики должны были получить 14 млн новых клиентов, медицинскую страховку которых оплачивает государство, наладить по всей стране систему контроля за выпиской бесплатных лекарств, как налаживают они контроль за предоставлением услуг в рамках добровольного медицинского страхования, воспринимать каждое обращение льготника в поликлинику как страховой случай, разделить с государством риски и получать 4% с бюджета ДЛО.

Однако логичная схема финансирования бесплатных лекарств для всех нуждающихся была подорвана дважды, и оба раза по политическим соображениям. Во-первых, половине льготников разрешили получить свою льготу деньгами. Это нарушило священный принцип страхового бизнеса, что все и регулярно платят понемногу за тех, кому прямо сейчас и в большом объеме нужна помощь. Не знаю, где на самом деле принималось это решение, в Кремле, в Думе или в правительстве, но если Зурабов в чем и виноват, так только в том, что не сумел доказать, что решение это популистское, абсурдное и разрушительное. Во-вторых, Зурабова обвинили в том, что он тащит в программу ДЛО своих приятелей страховщиков, обеспечивая им таким образом огромные доходы из государственного бюджета. Страховщиков в ДЛО не пустили, в программе не осталось никого, кто был бы заинтересован в сокращении расходов. Если и виноват Зурабов, так только в том, что не сумел убедить коллег своих в правительстве, Думе и Кремле, что решение это популистское, абсурдное и разрушительное.

Фактически программу ДЛО финансировали дистрибуторы лекарственных препаратов. Они получили у производителей лекарства в кредит, растаможили их на свои деньги и доставили льготникам задолго до того, как государство стало за эти лекарства платить. Не надо считать дистрибуторов ангелами, но сейчас государство должно им 36 млрд руб., из которых намеревается отдать только 16 млрд. 20 млрд руб., которые государство пока отдавать не собирается, равняются прибыли дистрибуторских компаний за три-четыре года. Если государство не заплатит долги дистрибуторам, они, возможно, и выдержат этот удар. Но если они обанкротятся, то производители перестанут предоставлять им товарные кредиты не только по программе ДЛО, но и в том, что касается лекарств, продающихся в розницу.

В аптеках на несколько месяцев пропадут вообще все лекарства. Вот тут уж Зурабову не устоять. Зурабова, который виноват только в том, что не имел сил спорить с популистским решением Думы, снимут под улюлюканье всех без исключения думских фракций. Дело как раз будет под выборы. Через несколько месяцев фармрынок восстановится, но уже без Зурабова и без дистрибуторов, вина которых только в том, что взяли на себя риски программы ДЛО. Прогрессивная общественность будет радоваться. Непонятно чему. Видимо, тому, что государство ведет себя, как бандит, и кидает всякого, кого может кинуть.