“Роснефть” зовет китайцев


О том, что “Роснефть” и китайская Sinopec заключили “акционерное и операционное соглашение” по разведке и освоению Венинского блока проекта “Сахалин-3”, вчера сообщила российская компания. “Дочки” “Роснефти” и Sinopec – Rosneft International и Sinopec Overseas Oil and Gas – получат 74,9% и 25,1% соответственно в кипрской Venin Holding Ltd. А эта компания будет единственным владельцем ООО “Венинефть” – держателя лицензии и оператора работ по освоению Венинского блока.

Лицензию на Венинский блок “Роснефть” получила в 2003 г. В 2004 г. она подписала контракт на организацию и финансирование поисково-разведочных работ и добычу с принадлежащей администрации Сахалинской области Сахалинской нефтяной компанией (СНК). По словам чиновника сахалинской администрации, соглашение предусматривало создание СП “Венинефть”, где “Роснефть” получила бы 74,9%, а СНК – 25,1%. “Венинефть” должна была стать оператором проекта и владельцем лицензии, говорит собеседник “Ведомостей”.

В 2005 г. “Роснефть” создала такую компанию, но ее долями ни с кем не поделилась. В отчете за IV квартал 2006 г. “Роснефть” указала, что ей принадлежит 99% “Венинефти”. 1% принадлежал ее предприятию “Сахалинские проекты”. В 2005 г. “Роснефть” подписала с Sinopec соглашение, по которому Sinopec брала на себя финансирование 75% затрат по проекту, “Роснефть” – 25%.

В марте 2006 г., по словам сахалинского чиновника, “Роснефть” уведомила СНК, что решила изменить схему проекта и создать на Кипре управляющую компанию Venin Holding Ltd., где доли участия будут распределены следующим образом: 49,8% – у “Роснефти”, 25,1% – у Sinopec, 25,1% – у СНК. (Такие участники проекта до сих пор перечислены в его описании на сайте “Роснефти”.)

Но этот расклад сахалинскую компанию не устроил. СНК хотела бы получить долю в “Венинефти”, которая владеет лицензией, а не в ее материнской компании, объясняет сахалинский чиновник. В октябре 2006 г. “Роснефть” сообщила СНК, что в акционерном капитале Venin Holding ее не будет. По его мнению,“Роснефть” не исполнила свои обязательства по соглашению 2004 г. и у СНК есть юридические возможности потребовать их исполнения в суде. Чтобы этого не произошло, “Роснефть” должна выплатить СНК компенсацию, говорит собеседник “Ведомостей”.

“Venin Holding был создан в целях оптимизации структуры управления проектом, а СНК не предприняла никаких действий по реализации своего присутствия в рамках предложенной новой корпоративной структуры”, – парирует представитель “Роснефти”. Никаких обязательств у “Роснефти” перед СНК нет, уверен он.

“Роснефти” невыгодно привлекать в проект СНК, у которой нет средств на его финансирование, отмечает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. Тем не менее, если СНК обратится в суд, ее шансы на победу высоки, говорит адвокат компании “Князев и партнеры” Владимир Юрасов.