“Отрок” чистейшего происхождения


“Потерянные шедевры” – только броское название, которое, впрочем, доставило сотрудникам Третьяковки хлопоты. Один неточный в словах журналистский анонс – и озабоченные граждане решили, что Третьяковка продает на аукционе вторую по святости (после “Явления Христа народу” Александра Иванова) картину русского искусства, которая нашлась, никуда не пропадая. Конечно, ничего такого не случилось. Из Нью-Йорка привезли картину “Видение святому Сергию, отроку”, написанную Михаилом Нестеровым в 1922 г., через 32 года после скандального успеха классического “Видения отроку Варфоломею”, купленного Павлом Третьяковым и с тех пор живущего в галерее.

“Отрок” советских времен значительно меньше классического. Нестеров написал его специально для большой выставки русского искусства в Нью-Йорке, надеясь поправить свое материальное положение. Картину купил американский коллекционер, чьи наследники сейчас выставили ее на торги. Предварительная цена в $2–3 млн завышенной не кажется, учитывая и живописные достоинства привезенной работы, и значимость ее сюжета для русского сознания.

В беседе с корреспондентом “Ведомостей” заместитель директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева заметила, что, хотя представленные на предаукционной выставке Sotheby’s произведения имеют высокую художественную ценность, в фонде музея есть работы аналогичные и лучшего качества. И хотя от подобных даров Третьяковка и не отказалась бы, но в том, что картины будут находиться в частных собраниях, нет ничего страшного. Потому что лучше, если произведение, принадлежащее коллекционеру, будет жить активной выставочной жизнью, а не лежать в музейных запасниках.

Кроме шедевра Нестерова, на выставке представлены работы художников, в последнее время поставивших личные аукционные рекорды. Картина Николая Рериха, изображающая монгольский религиозный праздник, имеет эстимейт $900 000 – 1,2 млн. Меньшие по размеру рериховские гуаши уходили за аналогичные суммы. “Цветочницы” салонного, но очень профессионального Алексея Харламова оценены в $700 000–900 000 и могут быть проданы дороже. Его “Маленькая швея” ушла в конце прошлого года на аукционе Bonhams за $1,16 млн. Привезли в Третьяковку и вечно дорогого Ивана Айвазовского, его крупноформатный “Константинополь на рассвете” оценили предельно высоко – в $2–3 млн.

Героем грядущих торгов может стать Борис Григорьев. Его трехметровой длины групповой портрет главных героев гоголевского “Ревизора” (эстимейт – $800 000 – 1,2 млн) из-за большого формата в Москву не привезли. Зато показали серию иллюстраций к “Братьям Карамазовым”, к персонажам Достоевского художник был так же беспощаден, как и к гоголевским. Не был он снисходителен и к бретонскому рыбаку, чей портрет оценен в $400 000–600 000.

Не привезли на выставку и еще один дорогой лот – “Арсенальскую гору ночью” Нико Пиросмани (эстимейт – $800 000 – 1,2 млн). Полвека назад она была подарена писателю Луи Арагону советским правительством, чему поспособствовала Лиля Брик.

В разделе прикладного искусства лидирует продукция фирмы Фаберже. Миниатюрный драгоценный стульчик оценен в $1–1,5 млн, а массивный серебряный ковш – вполовину меньше. По словам главы русского отдела Sotheby’s в Нью-Йорке Сони Беккерман, сумма продаж на весенних торгах составит $40 млн.