Судное дело


В пятницу Aker Kvaerner сообщила, что сотрудники МВД провели следственные действия в ее московском офисе. Котировки акций Aker на бирже Осло упали на 7,68%. Целью визита стало “расследование по обвинению бывшего российского бизнес-партнера в отношении приобретения 56% акций “Астраханского корабела”, говорится в сообщении Aker.

Под бывшим партнером имеется в виду компания ST Holding Дмитрия Пальцева и его партнеров, сообщил “Ведомостям” представитель компании.

Бывший совладелец и председатель совета директоров Северского трубного завода Дмитрий Пальцев, бывший руководитель Российского фонда развития трубной промышленности Илья Кокарев и их партнеры в 2001 г. вышли из трубного бизнеса: они продали долю (около 40%) группе МДМ и начали скупать акции судостроительных предприятий.

Первым стал “Астраханский корабел”. В 2001 г. партнеры выкупили допэмиссию его акций, а сам “Астраханский корабел” приобрел производственные мощности Морского судостроительного завода. Гарантии под покупку акций “Астраханского корабела” давал “Петрокоммерц”, а учредитель банка “Лукойл” стал основным заказчиком заводов Пальцева и партнеров, за несколько лет консолидировавших контроль над астраханскими заводами “Лотос”, им. III Интернационала, КБ “Вымпел” и севастопольским КБ “Коралл”. Ставка была сделана на заказы нефтяников, работающих на шельфе: в России только астраханские заводы способны строить крупные платформы на побережье Каспия. Текущий портфель заказов “Астраханского корабела” источник, близкий к его российским акционерам, оценивает примерно в $50–60 млн, а всех предприятий под контролем партнеров – примерно в $500 млн.

C учетом планов по освоению шельфа потребности в буровых нефтедобывающих платформах до 2030 г. оцениваются в 40 штук, для добычи газа – в 14, прогнозирует Минпромэнерго. Строительство одной крупной буровой платформы стоит примерно $300 млн.

Aker стала акционером “Астраханского корабела” в 2005 г., купив 26% акций финской RR Offshore, в уставный капитал которой Пальцев и партнеры передали 56% акций завода. “Партнерство с Aker открывало доступ к технологиям”, – объясняет источник, близкий к Пальцеву. Став акционером RR Offshore, Aker выдала ей кредит на 5 млн евро, в обеспечение которого легли все 56% “Астраханского корабела”. Очередной транш RR Offshore должна была выплатить до 22 января 2007 г.

“На конец прошлого года денег на балансе компании не было, – говорит источник, близкий к Пальцеву. – Мы начали переговоры об организации финансирования для погашения транша, но 29 декабря акции “Астраханского корабела” в нарушение устава RR Offshore были списаны в пользу Aker”.

Представитель Aker подтвердил: “Договор о предоставлении займа содержал несколько условий, при которых Aker могла потребовать досрочного погашения кредита, не дожидаясь очередной даты выплаты транша”, но не раскрыл этих условий.

Бывшие владельцы подали заявление на менеджмент RR Offshore в полицию Финляндии (злоупотребление служебным положением, присвоение имущества и мошенничество) и Главное следственное управление МВД, которое в январе возбудило уголовное дело по статье 165 УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).