Торговля во вред


Блайндер, экономист Принстонского университета, предсказывает, что вслед за промышленными рабочими местами эмигрировать из США в Азию и Латинскую Америку будут и рабочие места в сфере услуг. Блайндер уверен, что американцы должны больше опасаться не “вызова Китая в сфере промышленности, а вызова Индии в сфере услуг”.

Третья индустриальная революция, по его оценке, приведет к разделению услуг на торгуемые и неторгуемые (те, что не могут быть импортированы). Старое представление, что если товар нельзя погрузить в контейнер и перевезти через океан, то это неторгуемое производство, устарело, уверен он. Аутсорсингу подвержена любая услуга, если ее можно транспортировать по волоконно-оптическому кабелю, считает Блайндер.

Развитие технологий может лишить США 30–40 млн рабочих мест, подсчитал он. Пострадают не только поставщики неквалифицированных услуг. Легче всего перенести за рубеж рабочие места программистов (их в США 389 000), специалистов по вводу данных (297 000), бухгалтеров и аудиторов (1,8 млн), графических дизайнеров (178 000), финансовых аналитиков (180 000). Гораздо меньше риск потери работы у врачей, учителей, торговцев.

Протекционизм – не лучший ответ на вызовы, уверен Блайндер. Лучше, если система образования будет готовить больше специалистов, чьи профессии не подвержены аутсорсингу.

Демократы обрадовались началу дискуссии. “Блайндер благодаря статусу предоставил легитимность тому, к чему многие из нас пришли на основе личных наблюдений: страх перед экспортом рабочих мест шире, чем показывал традиционный экономический анализ”, – говорит Джин Сперлинг, советник Хиллари Клинтон, а раньше – Билла Клинтона.

Гарвардский экономист Дэни Родрик считает, что предметом переговоров в рамках ВТО должно быть не дальнейшее снижение барьеров, а их согласованное повышение. Промышленный подъем Китая, Индии и других стран был достигнут благодаря защите внутреннего рынка, активной промышленной политике и ограничениям на приток краткосрочного капитала, пишет он в FT. Попытки навязывать национальным правительствам слишком жесткие рамки в проведении экономической политики – более жесткая угроза глобализации, чем акции антиглобалистов, считает Родрик.

Сейчас Блайндер и его сторонники в меньшинстве. Пока торговля позволяет США создавать больше рабочих мест, чем экспортировать за рубеж, отмечает Джагдиш Бхагвати, экономист из Колумбийского университета. За счет общего повышения эффективности рабочие места создаются, как доказали принстонские экономисты Джин Гроссман и Эстебан Росси-Хансберг, отмечает научный руководитель Центра стратегических разработок Ксения Юдаева.

России массовая потеря рабочих мест в сфере услуг из-за глобализации пока не грозит. Зарплаты еще низки, а структура экономики архаична, доказывает Сергей Приходько из Института экономики переходного периода. Расширяющийся международный аутсорсинг пока дает России новые рабочие места, говорит Юдаева (например, в банковской сфере). В Россию выводятся рабочие места, для которых требуются математические навыки, добавляет Юдаева. С 1990-х гг. здесь работают крупные инженерные центры Airbus и Boeing, на каждом из которых трудятся сотни российских инженеров, напоминает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. (Использованы материалы FT, WSJ.)