ВЕКТОР


На чужой беде

Одиннадцать лет PricewaterhouseСoopers (PwC) сотрудничала с “Газпромом” и его “дочками”, проводила аудит их отчетности. Но этот год у PwC не задался. Сначала российские налоговики обвинили ее в недобросовестном аудите ЮКОСа в 2002–2004 гг. А потом добились и возбуждения уголовного дела по факту уклонения PwC от налогов в особо крупном размере (243 млн руб.). Расследуя дело, сотрудники Генпрокуратуры и МВД в марте провели обыски в офисе компании. Тогда опрошенные “Ведомостями” клиенты PwC обещали, что не станут поднимать панику. К годовым собраниям акционеров станет понятно, так ли это. “Газпром” традиционно выбирает аудиторов на конкурсе. Его выбор станет ясен в апреле: 29 марта вскрыли конверты аудиторов-конкурсантов, решение о допуске к конкурсу принимается в течение 10 дней, еще 10 дней – на сам конкурс. Стартовая цена “Газпрома” за аудит 2006 г. – $2,3 млн. Последние события с PwC на выбор не должны повлиять, успокаивают сотрудники “Газпрома”. Но PwC, похоже, хочет сама в этом удостовериться. В пятницу главу “Газпрома” Алексея Миллера посетил с “рабочей встречей” управляющий директор PwC Ричард Патерсон, чтобы обсудить “перспективы сотрудничества”, сообщила пресс-служба газового монополиста. PwC, наверное, стоит понервничать. “Газпром” как минимум воспользуется ситуацией и попросит PwC о пересмотре прежних ставок. И с сегодняшними проблемами аудитор, скорее всего, согласится на скидки для самой дорогой компании страны.

Переоценили

“Северсталь-Авто” на 12–15% снижает цены на малолитражку Fiat Grande Punto. Ее самая бюджетная модификация с двигателем 1,2 л подешевеет на $2000 до $14 100, а самая дорогая – на $2700 до $14 800. Автомобильчик должен был стать “локомотивом”, тянущим Fiat на российский рынок. Прошлой осенью “Северсталь-Авто” рекламировала его как автомобиль для молодых модных мужчин, названных “позитивными эгоистами”: плакаты с изображением машины были заклеены белыми полосками с перечислением мужских проблем – “теща”, “пузо”, “галстук” и т. д., потом полоски исчезали, открыв надпись “беззаботная мужская жизнь”. За прошлый год компания, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продала 1386 Fiat (хотя планировала 2400), из них 404 Grande Punto. Главная причина отставания – завышенные цены, полагают эксперты. Цена в $16 000–18 000 была для Grande Punto высоковата, в этой нише у нее было много конкурентов, и это не только одноклассники более известных в России марок вроде Opel Corsa или Nissan Micra, но и популярные в стране вместительные модели класса С – Ford Focus и Mithubishi Lancer. Шумная рекламная кампания не смогла превратить Grand Punto в модную иномарку и завоевать поклонников, готовых доплачивать за имидж, поэтому снижение цен – единственное для компании решение. С новой ценой Grande Punto может найти своего покупателя.

Не по зубам

По оценке MForum Analytics, в 2006 г. российские сотовые операторы заработали в своих салонах продаж менее $200 млн – это лишь на 3% больше, чем в 2005 г. “Операторы так и не научились продавать сотовые телефоны”, – делают в исследовании вывод эксперты. Причем максимальный объем продаж трубок эксперты зафиксировали у МТС – более $75 млн. Таким образом, сотовые операторы пока могут претендовать менее чем на 4% от всего отечественного рынка сотовых телефонов. Сами операторы объясняют это тем, что основная цель салонов – возможность для абонентов получить консультации о том, как пользоваться теми или иными услугами или функциями сотовых телефонов. Получается, что салоны служат как бы инструментом для повышения лояльности пользователей, а заодно и приторговывают трубками. Интересно, что еще два года назад сотовые операторы обещали потеснить дилеров, заняв 60% рынка продаж. Они ориентировались на европейский рынок, где сотовые операторы контролируют почти 80% продаж телефонов, а среди дилеров известны лишь британский Carphone да греческий Germanos, которого по объемам продаж уже давно обогнала российская “Евросеть”. Но розница нашим компаниям оказалась не по зубам: бизнес затратный и требует высококвалифицированных специалистов. В этом году МТС решила попытать счастья, объявив о планах по развитию собственной сети продаж через дочернего ритейлера. Но эксперты не верят, что он сможет переломить тенденцию.