Несогласные повсюду


Оргкомитет “Марша несогласных” в Нижнем Новгороде, где запланированную на 24 марта акцию запретили под предлогом проведения детского фестиваля, уведомил городские власти о намерении провести сразу три марша: 28 апреля, 26 мая и 9 июня. В письменном обращении к мэру Вадиму Булавинову представители нижегородской “Другой России” заранее просят не планировать на это время “легкоатлетических пробегов, соревнований по выращиванию сморчков, сбору недокуренных бычков” и других массовых мероприятий.

Заявку на проведение еще одной акции, которая должна состояться в Санкт-Петербурге 15 апреля, подали вчера руководитель петербургского “Яблока” Максим Резник и лидер регионального филиала Объединенного гражданского фронта (ОГФ, организация входит в “Другую Россию”) Ольга Курносова. Здесь проведение акций оппозиции решили поставить на профессиональную основу. На прошлой неделе было создано координационное совещание петербургской оппозиции, которое объединило 25 политических и общественных организаций, говорит Резник. Совещание будет координировать деятельность оппозиции, помогать задержанным во время уличных акций и консультировать. Но разнарядки проводить по одному маршу в месяц нет, говорит Резник.

Днем раньше, 14 марта, другороссы планировали провести очередной марш в Москве, от Пушкинской до Театральной площади. Но мэрия вчера предложила изменить формат и место проведения акции. По словам члена оргкомитета марша Александра Аверина, представители мэрии предлагают провести митинг на Болотной площади. Аверин говорит, что организаторы марша будут настаивать на своем.

Организация маршей идет в Воронеже и Екатеринбурге, говорит представитель ОГФ. Расширение географии протестного движения “Другая Россия” планировала с самого начала, говорит член федерального совета ОГФ Марина Литвинович, – акции протеста организуются в основном в тех городах, где удалось создать координационные советы, объединившие действующие организации. Политики вынуждены идти на улицу потому, что это единственная доступная оппозиции форма самовыражения, добавляет Литвинович. Всероссийское распространение маршей не избавит оппозиционеров от внимания милиции, полагает Курносова. Но “чем больше людей выйдет на марш, тем позже появляется готовность силовых структур бить людей дубинками”, уверена она.

Уличные акции – обычная тактика несистемной оппозиции, которая лишена парламентской трибуны, констатирует политолог Ростислав Туровский, в зону действия “Другой России” попадают в основном города-миллионники, где велики скрытые протестные настроения. Подавая заявки на проведение акций сразу в нескольких регионах и увеличивая количество заявок, “Другая Россия” рассчитывает “хоть где-то прорваться”, говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Большое число отказов также можно использовать в пиар-целях, добавляет он.