Семеро с ложкой


Несколько лет назад Маслов был советником председателя правления Газпромбанка Андрея Акимова. Впрочем, гендиректор утверждает, что действует по собственной инициативе, а не в интересах “Газпрома” или Газпромбанка, оговариваясь, что он “с ними сотрудничает”. Из банка он ушел два года назад и возглавил собственную фирму “РМК-Киото”.

Аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов сомневается, что “РМК-Киото” пошла на аукцион по собственной инициативе. “Я думаю, что любая российская фирма, участвующая в аукционе, либо будет делать это для “Газпрома”, либо для “Роснефти”, – категоричен он.

Вчера РФФИ завершил прием заявок от претендентов на газовый лот ЮКОСа, торги по которому назначены на 4 апреля. В него вошли 20% акций “Газпром нефти”, “Арктикгаз” и “Уренгойл” с запасами свыше 900 млрд куб. м газа и доли в 16 мелких компаниях. Стартовая цена лота – 144,77 млрд руб. Завтра за этот лот ожидается настоящая война.

Шестеро ее возможных участников были известны. Это “Нефтьтрейдгрупп”, “Энинефтегаз”, “Юнитекс”, “Групп Инвест”, “Север-Запад Инвест” (все ООО) и ЗАО “Транс-нафта” – все они подписали договор задатка с конкурсным управляющим ЮКОСа Эдуардом Ребгуном. “Ведомостям” удалось обнаружить еще одного, уже седьмого потенциального претендента на этот актив. Источник, близкий к ЮКОСу, рассказал, что договор с Ребгуном подписало ЗАО “РМК-Киото”. Гендиректор этой компании Леонид Маслов подтвердил “Ведомостям”, что действительно подписал вчера договор задатка с конкурсным управляющим, но отказался сообщить какие-либо подробности.

Эта компания занимается консалтингом, в основном по вопросам Киотского протокола, рассказывает Маслов. “В первую очередь” его компания консультирует “Газпром” и Газпромбанк.

На вопрос, где фирма взяла средства для участия в аукционе, Маслов ответил, что у нее “есть партнеры”.

Киотский протокол подписан в декабре 1997 г., ратифицирован 166 странами, включая Россию. Протокол обязывает индустриально развитые страны за 2008–2012 гг. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5%. Страны, загрязняющие атмосферу меньше установленных нормативов, могут продавать квоты государствам, выбрасывающим парниковый газ сверх ограничений. Россия присоединилась к Киотскому протоколу в 2004 г., а вступил он в силу в феврале 2005 г.

Первым российским инвестором в новый бизнес может стать Газпромбанк. Он совместно с Dresdner Bank зарегистрировал в Люксембурге предприятие Carbon Trade & Finance SA, чтобы вкладывать средства в проекты по сокращению выбросов парниковых газов, а полученные в результате реализации этих проектов сокращения выбросов “упаковывать” в ликвидные производные инструменты для дальнейшей перепродажи. О намерении реализовать крупные (до $500 млн) проекты в рамках Киотского протокола ранее заявлял и “Газпром”. Он собирается сократить объем выбросов парниковых газов как минимум на 86 млн т углеродных единиц до 2012 г.

Связь с Газпромбанком обнаружилась в истории еще одного претендента. До прошлой осени “Юнитекс” возглавлял менеджер банка Виктор Корендюк. Ранее он также говорил, что это был его собственный бизнес, но полгода назад он продал компанию. Вчера Корендюк отказался разговаривать с “Ведомостями”.

В Газпромбанке получить комментарии не удалось. “Если Маслов кому-то и помогает, то не банку, – уверен один из сотрудников Газпромбанка. – Он уже давно не имеет к банку никакого отношения, часто предлагал свои услуги и банку, и “Газпрому”, но ими мы давно не пользовались”.

В пресс-службе “Газпрома” сообщили лишь, что группа не подавала заявок на участие в аукционе и не вносила залогов.

Сколько из семи участников внесли задаток 28,99 млрд руб. на его счет в Газпромбанке, неизвестно. Представители РФФИ и ФАС отказываются это комментировать. Источник, знакомый с ходом приема заявок, рассказал, что в 14.30 на торги зарегистрировалась “Транс-нафта”, получив номер три.