Три градуса


Окончательная версия 1400-страничного второго тома доклада Межправительственной комиссии ООН по вопросам изменения климата будет опубликована в пятницу. Первый том рассматривал научные свидетельства роли людей в глобальном потеплении и оценивал его масштабы. В первом томе содержался и прогноз на конец XXI в.: среднегодовые температуры вырастут на 1,8–4,0 градуса по сравнению с концом XX в.

При повышении среднегодовой температуры в пределах двух градусов север Европы и Америки выиграет: повысится урожайность зерновых, улучшится климат, зимы станут более мягкими, усилится рост лесов. В таких регионах, как Шотландия, будут возделывать виноград.

Но юг Европы – Испанию, Францию, Италию, Грецию – ждут засухи, лесные пожары, гибель людей с ослабленной сердечно-сосудистой системой во время пиков жары и крах туристической отрасли. Регион может стать безводным.

Под угрозой окажутся и европейские горнолыжные курорты.

Жары не выдержит транспортная инфраструктура Европы и Северной Америки. Резко затруднится судоходство в Мексиканском заливе и вдоль Атлантического побережья США.

По Европе прокатятся тропические болезни.

Сильнее всего глобальное потепление ударит по развивающимся странам, менее всех ответственным за него, сетуют авторы доклада. К 2080 г. 1,1–3 млрд человек на Земле будут постоянно испытывать недостаток воды, 200–600 млн – голодать и каждый год 2–7 млн человек будут страдать от наводнений. Потепление может повысить уровень моря на метр, и это приведет к катастрофическим последствиям для Азии. В дельтах таких рек, как Ганг, люди будут спасаться от наводнений, а в их верховьях из-за таяния ледников начнется засуха.

И особенно плохо будет природе: только очень немногие экосистемы смогут адаптироваться к новому температурному режиму.

Россия повысит эффективность сельского хозяйства, если рост средней температуры в мире не превысит трех градусов, обещают докладчики.

По словам руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексея Кокорина, если Россия примет необходимые меры, выигрыш для ее экономики от глобального потепления в пределах трех градусов может добавить 1% роста ВВП в год. Это не только более эффективное сельское хозяйство, но и сокращение затрат на отопление, и увеличение мирового спроса на “чистые” виды топлива, в том числе российский газ.

Проблем для городской инфраструктуры потепление не создаст, обещает президент Института экономики города Надежда Косарева. Российские города могли бы существенно сэкономить на нем, если бы здания были снабжены средствами, позволяющими гибко регулировать работу отопительных систем.

Но максимальное потепление – на четыре градуса – не выгодно никому. России оно обойдется в сокращение темпов роста на 0,5–2% ВВП, говорит Кокорин.

Российское сельское хозяйство уже извлекает пользу из глобального потепления, считает гендиректор Института аграрной конъюнктуры Дмитрий Рылько. Например, мягкие зимы способствуют повышению урожайности озимых. При потеплении климата большее распространение могут получить такие теплолюбивые культуры, как подсолнечник. Правда, о начале возделывания в России экзотических культур речь все равно идти не будет.

Но долгосрочное влияние потепления на сельское хозяйство пока не ясно, говорит Рылько. Параллельно с глобальным потеплением происходит процесс сокращения солнечной радиации, достигающей земли, это может привести к непредсказуемым последствиям для сельского хозяйства.

В лесной промышленности негативные последствия глобального потепления уже ощущаются, говорит директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин: из-за мягких зим зона обитания жука-короеда распространилась на лесопромышленные районы Русского Севера, и теперь там гниют 10 млн кубометров древесины.

Таяние вечной мерзлоты может дорого обойтись российскому ТЭКу, заявил “Ведомостям” эксперт консалтинговой компании Schlumberger: “Дороги уйдут в болото, просядут трубопроводы и нефтяные вышки, а добыча существенно не упростится”. Если же глобальное потепление выйдет из-под контроля и уровень мирового океана повысится на пять метров, под угрозой затопления окажутся значительные по площади районы Западной Сибири и добыча значительно усложнится, заключает эксперт. (Использованы материалы FT.)