Вредные советы


Консультант и спичрайтер Джейн Дженова никак не могла справиться с трудным клиентом: он недоплачивал ей и звонил в любое время суток. Дженова обратилась за советом к мужу. Муж призвал ее действовать решительно и предложил написать неуправляемому клиенту письмо с указанием ее расценок и времени для звонков. Джейн так и поступила, а еще сказала клиенту: “Я хочу, чтобы со мной разговаривали в цивилизованной манере”.

Коллеги Дженовы восприняли эту тактику как повод для насмешек. Они принялись ее передразнивать: “Вам не трудно будет это сделать?” Или: “Надеюсь, я не побеспокоил вас своим звонком?” “В конце концов мне пришлось уйти из компании, потому что они не воспринимали меня всерьез”, – вспоминает Дженова. Эта история послужила Джейн уроком. “Теперь я не прислушиваюсь к советам второй половины, – говорит она. – Это верный способ погубить карьеру”. Вместо домашних обсуждений она обратилась за советом к консультанту по работе с высшим руководством, консультанту по карьере и к духовному наставнику. “Они сказали: “Вырасти”, – вспоминает Дженова.

Дэвид Майстер, соавтор книги The Trusted Advisor (“Советчик, заслуживающий доверия”), говорит, что хороший совет – это скорее рассуждение, чем вывод, неважно “положительный или отрицательный”.

Джим Инглиш, занимающийся закупками предметов искусства, полагает, что может легко вычислить коллегу, с которым дома “поработали”. “На следующий день ты видишь, что человек внезапно изменил мнение, например, о политике компании”, – говорит он. Другой распространенный признак – требование слишком высокой зарплаты. Одному приятелю Инглиша жена посоветовала просить у потенциального работодателя побольше, и работодатель выбрал другого кандидата. “Сам приятель согласился бы работать и за меньшие деньги”, – поясняет Инглиш.

Неудачные советы со стороны мужа или жены вовсе не означают, что с вашим браком что-то не так. Часто совсем наоборот – они являются признаком крайней преданности. Кен Аллен, консультант по коммуникациям, жалобами, направленными на него, может поделиться с кем угодно, только не с женой. “Ей я еще долго буду жаловаться, как несправедливо меня раскритиковали, вместо того чтобы просто забыть об этом”, – говорит он. Ему пришлось научиться перестать давать советы жене и не позволять ей давать советы ему.

Тот, кто слушается совета, такой же соучастник, как и тот, кто его дает. Тим О’Брайен однажды работал с руководителем, который не давал хода собственным речам и письмам без одобрения жены, специализировавшейся в университете на английском языке. Ее можно было принять, вспоминает О’Брайен, “за обычную троечницу”. Она неправильно строила предложения, злоупотребляла словом “который” и украшала его письма канцеляризмами. Он требовал высокого качества работы и совершенства от всех окружающих, кроме нее, говорит О’Брайен.

Поддержать вторую половину легче, чем не согласиться с ней. Три недели назад помощник руководителя Мартина Шрамм переживала из-за того, что лишилась некоторых обязанностей, связанных с маркетингом, в связи с реструктуризацией компании. Она несколько раз жаловалась мужу, и он сказал ей не терпеть “ни секунды”, вспоминает она. Она говорит, что поверила в то, что “я лучше всех”, и написала своему начальнику письмо, в котором заявила, что она лучше других подходит на эту работу и она не единственная, кто так думает. Начальник был в шоке. Он вызвал Мартину, объяснил ей, чем перевод на другую работу был хорош для нее, и заметил, что, вероятно, у ее мужа были другие причины вдохновлять ее на подвиги. “Уверен, что ваш муж не хотел оказаться в немилости”, – сказал он. В конце концов Шрамм согласилась с начальником по всем пунктам и объяснила новую точку зрения мужу, который неожиданно заявил по поводу ее утраченных обязанностей: “Ну конечно! Зачем они тебе нужны!” (WSJ, 27.03.2007, Ирина Окунькова)