Вслед за нефтью


Нефть на внутреннем рынке дорожает второй месяц. По итогам февральских торгов сырье с поставкой в марте поднялось в цене на 18%. А итогом закончившихся на минувшей неделе торгов апрельской нефтью, по данным исследовательского центра “Кортес”, стало ее подорожание еще на 23,3% до 6200–6500 руб./т. Схожий результат показал мониторинг компании “ИнфоТЭК Консалт”. По ее данным, сырье с поставкой в апреле стоило 6100–6200 руб./т, или на 22,5% больше, чем месяцем ранее.

Главную причину роста стоимости внутрироссийских поставок эксперты видят в скачке мировых цен – за последнюю неделю они поднялись почти на $7 за баррель, что увеличило привлекательность экспорта. По подсчетам аналитиков “ИнфоТЭК Консалт”, его эффективность при поставках из Альметьевска на Приморск выросла с 5850 руб./т до 7500 руб./т, а на узлах учета Нижневартовска и Сургута – с 5550 руб./т до 7220 руб./т. В итоге, говорится в отчете центра “Кортес”, нефтяники увеличили объемы поставок сырья на экспортные направления, что привело к образованию дефицита нефти и повышению цен предложения на внутреннем рынке до 7000 руб./т на узлах учета производителей. В апреле же эффективность экспорта сырья станет еще более высокой за счет снижения экспортной пошлины с $179,7 до $156,4 за тонну, что позволяет прогнозировать дальнейшее дорожание нефти на внутреннем рынке при условии сохранения высоких мировых цен.

На минувшей неделе стали расти и оптовые цены на нефтепродукты. По данным центра “Кортес”, за неделю в среднем по России низкооктановый бензин подорожал на 2,7% до 14 595 руб./т, бензин А-92 – на 4% до 15 930 руб./т, А-95 – на 2,1% до 19 050 руб./т и дизельное топливо – на 3,6% до 13 864 руб./т. Вчера, по словам аналитика Людмилы Лурье, ряд заводов снова подняли цены. Она уверена, что рост оптовых цен продолжится и причин тому немало. В первую очередь это высокие мировые цены, которые вкупе со снижением с 1 апреля вывозной пошлины на нефтепродукты со $133,4 до $117,7 за тонну делают привлекательным экспорт топлива. Причем возможности для него увеличиваются с открытием речной навигации. Кроме того, отмечает Лурье, ряд НПЗ (в Астрахани, Рязани, Волгограде, Орске, Салавате) уже сейчас сократили производство в связи с ремонтными работами и простоят они до мая. Это тоже снизит предложение на внутреннем рынке и подтолкнет оптовые цены вверх. В итоге, прогнозирует эксперт, в середине апреля может начаться рост розничных цен на АЗС, которого не было с ноября 2006 г. В том, что оптовые цены на топливо будут расти, уверен и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Представитель “Лукойла” Геннадий Красовский считает, что привлекательность экспорта не оголит внутренний рынок и не приведет к тотальному росту цен. “Продажи нефтепродуктов в России сейчас эффективны, мы не собираемся снижать их производство для увеличения экспорта нефти, – говорит он. – Наши заводы загружены более чем на 90%, и ничего менять тут мы не намерены”.