Европа обогнала Америку


Данные Thomson Financial, отражающие полную капитализацию компаний, отличаются от показателей таких провайдеров индексов, как MSCI и FTSE, которые учитывают количество акций в свободном обращении. По расчетам MSCI, рынок США на 37% больше, чем Европы. Этот показатель в большей степени отражает реальность, с которой сталкиваются инвесторы: у многих европейских компаний крупные пакеты акций остаются под контролем правительств и семей. Среди них “Газпром”, “Роснефть”, Pirelli, Fiat, LVMH, Gaz de France и др. (Использованы материалы FT.)

В конце прошлой недели рыночная капитализация 24 фондовых рынков Европы, включая восточные, такие как Россия и Турция, достигла $15,72 трлн, подсчитал Thomson Financial. Капитализация рынка США составила $15,64 трлн. Вчера соотношение составило $15,84 трлн против $15,68 трлн.

Последний раз фондовый рынок Европы превышал по размеру американский перед Первой мировой войной, говорит Майк Стонтон, историк фондового рынка из Лондонской бизнес-школы. В начале прошлого века рубль и немецкая марка были крепкими валютами, за британский фунт давали около $5, во всех трех странах был хорошо развит фондовый рынок. Первая мировая, а в России еще и Гражданская война оставили финансовые системы Германской и Российской империй в руинах. После Второй мировой войны распалась Британская империя; в 1949 г. фунт рухнул с $4 до $2,8. Сегодня за него дают $1,97. Экономическая мощь и изолированность от военных конфликтов (за последний век на территории США не велись боевые действия) на протяжении XX в. способствовали притоку в страну денег, укреплению доллара и формированию крупнейшего рынка капитала в мире.

Все изменилось в начале XXI в., после того как лопнул гигантский пузырь, надувшийся на рынке США в конце 1990-х гг. С начала 2000 г. рынок падал три года подряд, чего не было со времен Великой депрессии, и за это время с рынка США “испарились” $7,6 трлн, говорится в исследовании Лондонской бизнес-школы и банка ABN Amro.

Потом рост возобновился. С начала 2003 г., по данным Thomson Financial, капитализация американских компаний выросла на 70,5%, но европейских – на 160%. На руку Европе играет и ситуация на валютном рынке: за тот же период евро подорожал по отношению к доллару на 26%, фунт и рубль – на 18,6%.

В Европе же котировки растут быстрее прибылей, тем более что процентные ставки там все еще относительно низки и ликвидность высока, отмечает Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research и издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. “Подъему европейского рынка способствуют компании Восточной Европы. Кроме того, рост экономики и рынков стимулирует интерес европейских инвесторов к акциям, который никогда не был столь же высоким, как у американцев”, – говорит Фуллер.

Инвесторы щедро вознаградили европейские компании за проведенную в начале десятилетия реструктуризацию и повышение рентабельности. По последним данным Absolute Strategy Research, в феврале доходность капитала европейских компаний составила 17,5% против 16,5% у американских. В результате британский FTSE 100 с начала 2003 г. вырос на 61%, французский CAC 40 – на 86%, немецкий DAX – на 143%, турецкий ISE National – на 327%, российский РТС – на 435% (в конце 2006 г. его капитализация превысила $1 трлн), а американский S&P 500 – на 63%.

Кроме того, в последние годы в Европе становится все больше публичных компаний, а в США – все меньше. Пока российские и другие восточноевропейские компании проводят IPO, в США фонды прямых инвестиций активно выкупают старые публичные компании, делая их частными. В результате, по данным Thomson Financial, в 2006 г. фондовый рынок США потерял $55,8 млрд биржевого капитала (разница между объемом IPO и делистинга), тогда как рынки Великобритании, Германии, Франции и России увеличили его в общей сложности на $29,1 млрд.