Первый ушел

PwC попал в осаду из-за дела своего клиента – ЮКОСа, полагают аудиторы/ М. Стулов

Вчера “АвтоВАЗ” объявил итоги конкурса по выбору аудитора. Совет директоров рекомендовал годовому собранию акционеров назначить аудитором на 2007 финансовый год Ernst & Young; в конкурсе приняли участие три компании – Deloitte, PwC, Ernst & Young, говорится в сообщении компании. Это неожиданное решение – с 1995 г. бессменным аудитором “АвтоВАЗа” была PwC.

“Мы уважаем конкуренцию и решение руководства компании. Мы будем работать с новым аудитором, чтобы обеспечить переход к его работе”, – комментирует партнер PwC Стенли Рут. Представитель “АвтоВАЗа” отказался объяснить, почему компания решила отказаться от услуг PwC.

Смена аудитора не замедлит раскольцовку собственности “АвтоВАЗа”, уверен источник в автомобильной компании. Представитель “Тройки Диалог”, которая помогает “АвтоВАЗу” ликвидировать перекрестную схему владения акциями, с этим согласен: этот вопрос напрямую от аудитора не зависит.

Потеря клиента стала не первой неприятностью PwC за последнее время. Сначала налоговики обвинили ее в недобросовестном аудите ЮКОСа за 2002–2004 гг. По мнению налоговой инспекции № 5, аудиторы не сообщили акционерам нефтяной компании о нарушениях законодательства, предупредив о рисках ее руководство. Соглашение между ЮКОСом и аудитором налоговики сочли “противным основам правопорядка и нравственности” и обратились в арбитражный суд Москвы с заявлением о признании его недействительным. В марте суд удовлетворил их иск. А незадолго до этого, в феврале, МВД возбудило уголовное дело по факту уклонения PwC от уплаты налогов. По мнению налоговиков, которые снабдили милицию соответствующими материалами, PwC не должна была уменьшать прибыль за счет расходов на оплату услуг голландской PricewaterhouseCoopers Resourses B. V. PwC пришлось заплатить 290 млн руб. налога, пеней и штрафов. В марте сотрудники МВД, расследующие это дело, и Генпрокуратуры, расследующие дело ЮКОСа, провели в офисе PwC обыск.

Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, уверяет, что на решение о смене аудитора судебные процессы PwC никак не повлияли. Конечно, одним из критериев, по которому оценивались потенциальные аудиторы, была репутация и по этому показателю PwC проиграла, признает он. Но говорить, что она проиграла только из-за этого, по его мнению, некорректно.

Другие клиенты PwC сохраняют спокойствие, подчеркивая, что выбор аудитора происходит на тендере, а его ежегодное утверждение находится в компетенции собрания акционеров. “Газпром” сейчас рассматривает заявки аудиторов на участие в конкурсе, рассказал сотрудник компании. “Компания PwC включена в список претендентов на следующий год”, – говорит замгендиректора “Ленэнерго” Виктор Тамаров. “В экстренном порядке менять аудитора мы не собираемся”, – уверяет вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. “Лебедянский” отказываться от сотрудничества с PwC не намерен, утверждает директор компании по связям с общественностью и инвесторами Александр Костиков. Представитель “Новатэка” Михаил Лозовой затруднился сказать, отразятся ли неприятности PwC на выборе его компании в этом году. “Объединенные машиностроительные заводы” отказываться от услуг PwC не собираются, но в любом случае выбор аудитора на следующий год будет определяться на тендере, говорит представитель компании. Вопрос о выборе аудитора на 2007 г. акционеры с менеджментом компании еще не обсуждали, говорит гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов. “Хотя, конечно, если PwC лишится лицензии, нам придется искать другого аудитора”, – уточняет он.

Лицензия PwC истекает в мае, заявку на ее продление компания подала 28 марта. Замминистра финансов Сергей Шаталов (кстати, в 1998–2000 гг. он работал в PwC) недавно пообещал, что она будет рассмотрена в положенный срок – 45 дней.

KPMG, Deloitte и Ernst & Young от официальных комментариев отказались.

Вряд ли государство лишит PwC лицензии – просто нужно опорочить аудитора ЮКОСа, чтобы получить оправдания перед Западом, считает сотрудник компании из аудиторской “большой четверки”. Тем не менее он не исключает, что клиент может потянуть за собой любую крупную аудиторскую компанию, напоминая, что Arthur Andersen ушла с рынка вместе с Enron. “Это не дело “Прайса”, а дело ЮКОСа. Крупный бизнес уже понял правила игры, поэтому аналогов среди наших клиентов не будет”, – надеется замгендиректора “Финэкспертизы” Агван Микаелян.

(В подготовке статьи принимали участие Юлия Федоринова, Глеб Столяров, Василий Дмитриев, Анна Ахмедова, Вера Сурженко.)