Попались в сети


Не связываться с кадровыми агентствами взял себе за правило директор по маркетингу рекламного агентства GRAPE Digital Борис Рысс. “Они заинтересованы в том, чтобы люди часто меняли место работы, и предлагают одних и тех же специалистов”, – говорит он. Профессиональные связи тоже не всегда удается задействовать. “Круг знакомых ограничен, и перед ними или их работодателями у нас есть моральные обязательства, мы не можем приглашать их к себе на работу”, – сожалеет Рысс. Поэтому когда он искал в свой отдел сотрудника, то решил испытать возможности социальной сети MoiKrug.ru. Каждый второй из 20 владельцев анкет, найденных по ключевым словам (например, web 2.0 и community building), представлял интерес для Бориса Рысса, но обсуждать предложение о работе был готов лишь каждый пятый.

Один из этих специалистов, просивший не называть его имени, принял предложение Рысса. Он завел профиль в “Моем Круге” еще в момент закрытого тестирования сети – просто для того, чтобы посмотреть, что же нового сделали российские разработчики. “Я подробно описал свои проекты и сферы компетенции. Когда ресурсом начали пользоваться кадровые компании, стали поступать предложения. И как раз, когда я задумался о смене места работы, мне пришло предложение от GRAPE Digital, показавшееся интересным”, – рассказывает собеседник “Ведомостей”. Для принятия решения оказалось достаточно нескольких писем и одной встречи, говорит Рысс.

Рекрутеры присматриваются

“Больше 80% вакансий в Москве закрывается с использованием различных инструментов электронного рекрутмента – от сайтов-вакансий до электронной почты и даже интернет-пейджеров”, – говорит гендиректор компании HeadHunter Юрий Вировец. Социальные сети пока не слишком популярны. “Использование этого метода, – говорит руководитель департамента “Товары народного потребления, розничные сети” хедхантинговой компании Cornerstone Бэла Дзасохова, – составляет лишь 10% от всех инструментов поиска”. Причина в том, что высококвалифицированные кандидаты не часто выходят на рынок труда “в открытую”, считает Дзасохова. Поэтому для их поиска гораздо лучше подходят проверенные временем методы рекрутмента. “Как площадка для размещения вакансий “Мой Круг” не слишком эффективен, – соглашается партнер кадрового центра s2b Денис Каминский, – но если самостоятельно искать людей, обращаться к участникам за рекомендациями и контактами, то можно добиться гораздо лучших результатов”. Именно так поступает консультант хедхантинговой компании Rosexpert Ксения Яковлева. В качестве одного из инструментов сбора информации она пользуется LinkedIn. “Нередко удается выходить на интересных людей”, – говорит она.

Работодатели осторожничают

Да и работодатели не слишком доверяют социальным сетям в качестве метода прямого поиска сотрудников. “Ключевых сотрудников, которые составляют ядро моих проектов, я знаю лично”, – говорит руководитель службы блогов компании SUP Fabrik Антон Носик. А через социальные сети, такие как “Мой Круг” и LinkedIn, у него постоянно спрашивают рекомендации на специалистов, с которыми ему доводилось вместе работать, рассказывает он.

Директор по работе с персоналом группы “Альфастрахование” Елена Гордеева использует ресурсы сообщества E-xecutive. Но только для предварительного сбора информации. “Там хорошие “визитки” участников – есть контакты, описание деятельности. Все это помогает и в поиске кандидатов, и в получении рекомендаций”, – отмечает она.

К тому же объем информации, которую можно почерпнуть из социальных сетей, может намного превосходить стандартное резюме. “Неформальная среда общения запускает механизмы, благодаря которым проявляется специфика как работодателей, так и кандидатов – не просто навыки, опыт и готовность работать за определенную ставку, но множество деталей, связанных с профессиональными стереотипами, с социально-психологическими аспектами личности”, – говорит Антон Калабин, гендиректор дистрибуторской компании “Квикмаркет”.

Посредники нужны всегда

Впрочем, списывать рекрутеров и хедхантеров со счетов еще рано. “Развитие виртуальных сетей пока никак не повлияло ни на количество заказов, ни на время их исполнения”, – говорит Станислав Алексеев, управляющий партнер компании Transearch/Top Hunt International. “Посреднический бизнес никуда не исчезнет, – убежден менеджер по работе с клиентами департамента “Рекрутмент для рынка IT и телекоммуникаций” агентства “Контакт” Андрей Рехтман. – У линейных руководителей нет времени на изучение множества резюме и страничек в сообществах, а у HR-менеджеров хватает работы, связанной с удержанием, мотивацией, развитием персонала”.

Да и задачи по поиску специалистов в узкоспециализированных профессиональных сообществах решить без помощи рекрутера может быть очень сложно. “Однажды у нас был заказ на таком узком поле, где профессионалы знают друг друга и стараются не обнаруживать интереса к предложениям работы”, – рассказывает консультант по подбору персонала компании “Визави-консалт” Вероника Брызгалина. Привлечь внимание ей удалось лишь после того, как один из кандидатов согласился разместить на закрытом сайте, объединяющем страховщиков, описание вакансии и свои впечатления о работе с агентством. “Эффект превзошел все ожидания”, – говорит она.