Поперек “Газпрома”

Е. Кузьмина

Стороны могли бы договориться об объединении энергоактивов “Газпрома” и СУЭК, полагает чиновник одного из ведомств. Но, продолжает он, “Газпрому” нужен уголь, чтобы высвободить объемы газа на экспорт. Пока “Газпром” и СУЭК завершают оценку вкладов в СП (ее проводят Газпромбанк, “Ренессанс Капитал” и Ситибанк), сообщил “Ведомостям” источник, знакомый с деталями сделки.

В феврале “Газпром” и СУЭК объявили об объединении электроэнергетических и угольных активов. В первом полугодии 2007 г. компании должны создать СП, в котором газовый концерн получит 50% плюс 1 акция, СУЭК – 50% минус 1 акция. Какие именно активы будут переданы в СП, стороны не раскрывают. Источники “Ведомостей”, близкие к сделке, предполагали, что СУЭК отдаст все основные активы – как энергетические, так и угольные (за исключением сетей), а “Газпром” – пакет акций в РАО “ЕЭС России” (11%).

Намерение “Газпрома” поглотить СУЭК встревожило высокопоставленных чиновников. Глава Минэкономразвития Герман Греф назвал объединение “Газпрома” и СУЭК “опасной практикой в экономической политике страны”, глава РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс – “большой ошибкой государства”, а глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев – “второй попыткой монополизации энергетики через топливный цикл”. СП “Газпрома” и СУЭК может ограничить конкуренцию сразу на трех рынках – энергетическом, газовом и угольном, переживает сотрудник профильного ведомства.

Ходатайство в ФАС “Газпром” и СУЭК еще не подали, поэтому у антимонопольного ведомства нет формальных оснований отказывать в сделке, сообщил “Ведомостям” заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Но два источника “Ведомостей”, знакомых с позицией антимонопольного ведомства, сообщили, что на прошлой неделе Артемьев на встрече с председателем правления “Газпрома” Алексеем Миллером прямо заявил, что ФАС не одобрит сделку с СУЭК. Объединение приведет к появлению монопольного игрока, который будет диктовать условия всем другим его участникам, необоснованно завышать цену на электричество, а также вынуждать энергокомпании отказаться от нынешних поставщиков топлива, объясняет источник, знакомый с позицией ФАС. Голомолзин подтвердил “Ведомостям” факт встречи. “Идут консультации о том, как это объединение повлияет [на рынок]”, – сказал Голомолзин. Один из источников “Ведомостей” предположил, что сделка может сорваться, другой сообщил, что “Газпром” и ФАС договорились создать рабочую группу. Голомолзин это не подтвердил.

Представители “Газпрома” и СУЭК от комментариев отказались.

ФАС вправе отказать “Газпрому” и СУЭК в объединении, если сделка ведет к ограничению конкуренции на рынке, или заставить СП продать часть активов, отмечает юрист фирмы “Технологии корпоративного управления” Галина Тарасова. ФАС блокировала сделки в исключительных случаях – в основном с участием нежелательных иностранцев. В 2005 г. Siemens не разрешили купить 75% акций “Силовых машин”, а в 2004 г. китайской Sinopec не досталось оренбургское ЗАО “Стимул” (на него претендовал “Газпром”). Последнее слово остается не за Артемьевым, а за Кремлем, отмечает источник “Ведомостей”, близкий к администрации президента. Он не верит, что службе хватит пороху заблокировать сделку, скорее ее одобрят с ограничениями для новой компании. Собеседник “Ведомостей” приводит в пример покупку “Газпромом” “Сибнефти”: тогда Артемьев называл “Газпром” монополией в кубе, но сделку в итоге одобрил. По его информации, в администрации президента покупку “Газпромом” СУЭК поддерживают, хотя и могли посоветовать ФАС проявить больше самостоятельности. А чиновник аппарата правительства уверен, что решение об объединении “Газпрома” и СУЭК политически просчитано. Оснований у ФАС отказать компаниям нет, потому что новое СП не будет занимать доминирующего положения на рынке, говорит чиновник.

Даже если “Газпром” осуществит все задуманные покупки в энергетике, вместе с СУЭК он будет контролировать не более 38% генерирующих мощностей в стране, подсчитал аналитик “Атона” Сергей Аринин. Но остальные энергетики будут сидеть на голодном пайке в отношении топлива, считает Аринин: поставляя топливо для “своих” электростанций по выгодной цене, новое СП может обделять им другие энергокомпании, входящие сейчас в РАО “ЕЭС России”. РАО от официальных комментариев отказалось.