КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Имидж ничто


До сих пор считалось, что покупать активы ЮКОСа неприлично. Да, компания уклонялась от уплаты налогов, да, ее руководитель и крупнейший акционер Михаил Ходорковский пользовался патентом на право ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Но то, как государство расправилось с компанией и ее менеджерами, многих заставило содрогнуться. Не случайно на первые торги по продаже “Юганскнефтегаза” “Газпром” не рискнул идти, опасаясь преследования в международных судах. И даже “Роснефть” приобрела крупнейший актив обанкротившейся компании не напрямую, а как бы задним числом. Сначала лот купила “Байкалфинансгруп”, а затем это ООО досталось госкомпании.

Крупнейшие зарубежные компании признали легитимность распродажи активов ЮКОСа. Об этом свидетельствуют вчерашние торги по продаже 20% акций “Газпром нефти” и 100% газодобывающих компаний “Арктикгаз” и “Уренгойл”. На аукцион пришли СП итальянских Enel и Eni, “внучка” “Роснефти” и “Юнитекс”, действовавшая в интересах “Новатэка”. Торги длились недолго (подробнее о них см. статью на стр. А1) и увенчались победой чужеземцев. Правда, как выяснилось чуть позже, Enel и Eni торговались не только за себя, но и “за того парня”. Еще до торгов итальянские компании предоставили “Газпрому” опцион на покупку 20% акций “Газпром нефти” и контрольных пакетов “Арктикгаза” и “Уренгойла”.

Но теперь юридические риски отсутствуют. Еще прошлым летом ЮКОС был признан банкротом. А сейчас в соответствии с законом идет распродажа его имущества. Участники торгов могут понести лишь репутационный ущерб. Не зря, например, некоторые акционеры BP решили поинтересоваться у менеджеров, почему это “дочка” ТНК-BP “Самотлорнефтегаз” участвовала в недавних торгах по продаже принадлежащих ЮКОСу 9,44% акций “Роснефти”. Ведь это может ударить по имиджу британской компании. Но Enel и Eni совсем другие. Они сами чем-то похожи на “Газпром”. Первая – фактически энергетическая монополия в стране, вторая – нефтегазовая. И акционеры у них не столь принципиальны. Около 30% акций обеих компаний принадлежит правительству Италии и итальянскому госбанку Cassa Depositi e Prestiti. А накануне торгов беседовали по телефону президент России Владимир Путин и итальянский премьер Романо Проди. Видимо, окончательно согласовывали все детали сделки.

И вообще, какой там может быть имидж, когда на кону запасы в размере 5 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Италии сырье очень нужно. Все-таки эта страна – второй по величине потребитель российского газа в Европе. А менеджеры “Газпрома” спят и видят, как превратят концерн в транснациональную энергетическую компанию. Но в Европе монополию почему-то не встречают с распростертыми объятиями. Enel и Eni как раз и станут теми проводниками, которые в обмен на российские недра предоставят “Газпрому” что-нибудь из своих активов. И на своей территории.