Перемена мест


На майдане Незалежности, где два года назад пестрели оранжевые флаги революции, теперь – сплошь бело-голубые флаги Партии регионов, красные флаги коммунистов и малиновые – социалистов. Эти три партии составляют правящую коалицию в Верховной раде, указ о роспуске которой президент Украины Виктор Ющенко подписал три дня назад. Рада считает указ незаконным и не распускается.

Выступающие, словно сговорившись, шутят две шутки. Во-первых, сравнивают одного из лидеров парламентской оппозиции, Юлию Тимошенко, со смертью: дескать, пришла к президенту Ющенко и уговорила распустить Раду. Во-вторых, напоминают президенту, что Терминатор сгорел в сталеплавильной печи: дескать, Ющенко похож на Терминатора, а один из лидеров Партии регионов, Ринат Ахметов, – владелец металлургических заводов.

Народу на Майдане по майданским меркам немного, но все время прибывают все новые и новые сторонники Виктора Януковича. Они идут стройными рядами, каждый отряд возглавляет милиционер с рацией. Они идут со стороны Мариинского парка, где беспрерывно заседает вроде бы распущенная Рада и где разбит палаточный лагерь сторонников Партии регионов.

К палаткам, поговорить с людьми, не пускают охранники. Общение разрешено только начальству и пресс-службе.

Замкоменданта лагеря Антон Васильев сообщает, что в лагере живет 750 человек, а еще 20 000 приходит протестовать против роспуска парламента.

У пресс-секретаря лагеря Натальи Дебецкой другие цифры: в лагере каждый день ночует 3500 человек, а поддержать их приходит 25 000.

Васильев говорит, что, возможно, президент Ющенко и хороший человек, но не дорос, чтобы быть президентом, потому что президент – миротворец, а Ющенко издал указ, сеющий раздор. Дебецкая хвастается, что работает в лагере совершенно бескорыстно, т. е. газета, где она работает, продолжает платить ей зарплату. Какая это газета, Дебецкая не говорит.

Зато объясняет: лагерь разбит по регионам, у каждого региона начальник, который должен вовремя вывести людей на митинг и вовремя привести их за кашей к полевой кухне.

Главной проблемой лагеря и Дебецкая, и Васильев считают холод: палатки стоят на голой земле, а весна еще только начинается. Главный смысл оба видят в том, что новых выборов не нужно, политической борьбы не нужно, а нужно спокойно работать и учиться.

Буквально в 500 метрах от лагеря Партии регионов стоят палатки гражданской партии “Пора” – эта партия была главной движущей силой оранжевой революции двухлетней давности. Палаток всего четыре, а активистов “Поры” – человек 100 от силы. Они охраняют левое крыло президентского дворца. Это очень хлипкий кордон – если не считать, конечно, что за углом прячется готовый вступиться за активистов “Поры” отряд спецназа “Беркут”. Если спросить у активистов “Поры”, кто тут у них уполномочен разговаривать с журналистами, они засмеются: тут свобода слова – разговаривать можно с кем угодно.

Член политсовета “Поры” Андрей Рожнятовский объясняет, что здесь – демаркационная линия: нельзя допустить сторонников Януковича к президентскому дворцу, нельзя позволить им помешать президенту Ющенко восстановить справедливость.

“Избиратели, – говорит Рожнятовский, – голосовали за то, чтобы в Раде было 129 депутатов Блока Юлии Тимошенко и 82 депутата “Нашей Украины”. Но некоторые депутаты БЮТ и “Нашей Украины” перебежали к Януковичу, и справедливое соотношение нарушилось”.

По мнению Рожнятовского, Партия регионов протестует против новых парламентских выборов потому, что каждому депутату-перебежчику заплатили $3–4 млн и, стало быть, она потеряет $50 млн, если будут новые выборы. “Но больше всех, – считает Рожнятовский, – теряет лидер социалистов и председатель Рады Александр Мороз. Его партия на новых выборах в Раду не пройдет, это смерть для него, и он это понимает”.

“Хлопцы, – говорит вдруг активист “Поры” в мегафон, – они идут!”

Сторонников Януковича несколько тысяч. Рожнятовский объясняет: если бы активистов “Поры” было много, это выглядело бы как агрессия.

Человек в мегафон инструктирует: “Надо быть толерантными и выдержанными. Никаких оскорбительных выкриков! Не дай бог, полетит с нашей стороны какой-нибудь предмет. Кто повязал лицо банданой – снимите: это может быть воспринято как агрессия. Помните: они тоже люди, они лучшие люди из всех регионов страны, потому что им, как и вам, небезразлично, что будет с Украиной”.

Тысячи бело-голубых подходят с криками: “Янукович! Янукович!” Сотня активистов “Поры” отвечает им: “Схид и захид разом!” (восток и запад вместе). Сторонники Януковича останавливаются метрах в десяти от жалкого кордона “Поры”; кажется, люди сейчас начнут бить друг друга... но активисты “Поры” затягивают нестройными сильными голосами: “Ще не вмерла Україна” – национальный гимн. И сторонники Януковича гимн подхватывают! Стоят друг напротив друга – и поют!

Правое крыло президентского дворца вообще никто не охраняет. Туда тоже приходит толпа сторонников Януковича. Милиция пропускает их во дворец.

Перед толпой сторонников Януковича остается один Владислав Каськив, глава партии “Пора”. И ему дают мегафон.

Каськив говорит: “Мы на Майдане боролись ровно за то, чтобы каждый гражданин Украины мог свободно выразить свои политические взгляды. И поэтому ваши знамена на Майдане – это наша победа. Мы боролись за то, чтобы в стране был нормальный демократический процесс. И новые выборы – это новый его этап”.

Кто-то в толпе сторонников Януковича пытается выкрикнуть: “Ющенко геть!” – но товарищи не поддерживают его.

“Тот факт, что вы здесь, – продолжает Каськив, – означает, что Партия регионов начала предвыборную кампанию, уже согласилась пойти на новые выборы”.

Эту же мысль подтверждает стоящий во главе бело-голубых депутат-социалист Николай Рудьковский: “Да, коалиция начала предвыборную кампанию”, подтверждая таким образом еще и то, что возглавляемые Александром Морозом социалисты не рискнут идти на выборы самостоятельно.