Полмиллиарда за год


Успехи других банков, специализирующихся на потребкредитовании, гораздо скромнее. Так, активы “Кредит Европа Банка” (бывший Финансбанк) за прошлый год выросли вдвое, но чистая прибыль – лишь на 15%. У “Хоум Кредит энд Финанс Банка” чистая прибыль по международным стандартам в прошлом году увеличилась в 2,3 раза. Но по активам “Хоум Кредит” уступает “Русскому стандарту” более чем вчетверо, а по прибыли – более чем в 20 раз.

Банк продолжает развивать преимущество, которое он получил за счет более раннего старта, – обзавелся наиболее качественными заемщиками, которым теперь предлагает револьверные кредитные карты, считает заместитель начальника центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Михаил Зак. На карты приходится уже более половины операций банка, а доходность их выше – ведь многие заемщики пользуются кредитом несколько раз, отмечает Зак. Такой же версии придерживается и Михаил Галкин из МДМ-банка. Он обращает внимание на то, что эффективная доходность карт для “Русского стандарта” в прошлом году даже увеличилась – с 68,6% до 79,2%. Впрочем, в этому году банк запустил карты, по которым не взимает комиссию и ограничивается лишь ставкой в 42%. Менеджеры банка уверяли, что снижение доходности будет компенсировано ростом объема операций.

“Были менеджеры, консультанты, но идея сделать такой банк принадлежала лично Рустаму”, – вспоминает один из знакомых Тарико. Она себя оправдала. “Русский стандарт”, по данным “Интерфакс-ЦЭА”, уже несколько лет входит в четверку самых прибыльных российских банков, хотя по активам не попадает и в десятку. Едва попав в хвост рэнкинга 1000 крупнейших банков мира в 2004 г., который составляет журнал The Banker, он в том же рэнкинге занял четвертую строчку по рентабельности капитала и активов.

От желающих выкупить банк у Тарико не было отбоя. Летом 2004 г. он даже объявил о партнерстве с BNP Paribas, который должен был получить около половины в капитале банка. Условия сделки не разглашались, но знакомые с подробностями переговоров банкиры говорили, что французам предстояло заплатить $300 млн.

Но Тарико не стал продавать “Русский стандарт” французам. Больше того, в 2005 г. он заплатил неустойку ЕБРР, который имел право конвертировать долги “Русского стандарта” в его акции, только чтобы тот этим правом не воспользовался. А летом 2006 г. выкупил 6,4% акций “Русского стандарта” у IFC – последнего крупного партнера Тарико в капитале банка.

И Тарико не прогадал. Уже в 2005 г. чистая прибыль банка по международным стандартам превысила $200 млн, составив 5,9 млрд руб. А в прошлом году банк принес владельцу больше полумиллиарда долларов, чистая прибыль выросла почти в 2,5 раза и достигла 14,5 млрд руб. При этом активы банка увеличились гораздо скромнее – на 71%. А эффективная ставка по потребительским кредитам и вовсе падает: за 2005 г. – на 11 процентных пунктов до 55,1% годовых, в 2006 г. – еще на 10,8 пункта до 44,3%.

В “Русском стандарте” неохотно комментируют свои успехи, связывая их с ростом объемов операций по кредитованию населения, в том числе за счет охвата новых регионов, а также с оптимизацией издержек.