Не вписались


Рамочное соглашение о сотрудничестве по разработке новой платформы Lada и организации в Тольятти сборочного завода “АвтоВАЗ” и Magna подписали 22 декабря 2006 г. Первая очередь нового предприятия мощностью 220 000 машин в год должна заработать в 2009 г. На нем партнеры хотят выпускать 10 новых моделей Lada. В декабре же с Magna был заключен контракт на разработку за 7 млн евро концепт-кара Lada-2116, на базе которого будет разрабатываться платформа для новых автомобилей. Последний дедлайн был передвинут на апрель, рассказали “Ведомостям” несколько источников на “АвтоВАЗе”.

В назначенный срок руководители “АвтоВАЗа” увидели обещанные чертежи. Как рассказали “Ведомостям” несколько менеджеров завода, знакомых с проектом, новый автомобиль класса С будет российским в прямом смысле слова: его оснастят российским двигателем объемом 1,6 л и отечественной же механической коробкой передач. Зато у автомобиля будет беспрецедентный для российского автопрома уровень пассивной безопасности – “пять звезд” по методике EuroNCAP, рассказал один из сотрудников “АвтоВАЗа”. Возможно, добавляет другой, в серийном автомобиле будет и импортный двигатель, например разработанный австрийским инжиниринговым центром AVL, и “автомат”.

Magna и “АвтоВАЗ” должны были определить список поставщиков компонентов, оборудования для завода (выбор будет сделан между Siemens и Hyundai) и подписать очередные контракты. Но между партнерами возникли противоречия, рассказали “Ведомостям” несколько источников на “АвтоВАЗе” и близких к Magna. Из-за них обсуждение проекта с Magna по просьбе председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Сергея Чемезова было снято с повестки дня прошедшего 3 апреля заседания совета директоров, рассказал один из членов совета.

Противоречие в том, что стоимость новой машины выйдет за отведенный “АвтоВАЗом” рубеж, утверждают собеседники “Ведомостей”. В базовой комплектации она должна была вписаться в диапазон $10 000–12 000 – с учетом транспортных расходов, дилерской маржи и НДС, и это было указано в соглашении “АвтоВАЗа” и Magna, подписанном в декабре. Но этот уровень уже превышен более чем на 10%, утверждает бизнесмен, знакомый с руководством Magna. Источник в руководстве “АвтоВАЗа” утверждает, что машина вообще получается на 20% дороже, чем предполагалось: $12 000–14 000. На “АвтоВАЗе” этим очень разочарованы, утверждают собеседники “Ведомостей”. Это неудивительно, ведь в процессе реализации проекта стоимость машины может вырасти еще как минимум до $15 000, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Для Lada это неприемлемо: Renault Logan уже сегодня стоит от $9500, а к 2010 г. бюджетные машины стоимостью до $10 000 в России хотят продавать Nissan, Toyota и Volkswagen. Если эти проекты окажутся успешными, “АвтоВАЗу” даже при сотрудничестве с Magna выжить будет сложно, замечает Сахнова.

Бизнесмен, знакомый с руководством “АвтоВАЗа”, не исключает, что речь даже может зайти о прекращении сотрудничества “АвтоВАЗа” и Magna. Но источники в обеих компаниях уверяют, что ставить крест на партнерстве “АвтоВАЗа” с Magna не стоит. Вчера руководство Magna во главе с вице-президентом Хубертом Хедлем приехало в Тольятти, для того чтобы представить концепт-кар и обсудить возникшие проблемы. “В концепте заложены импортные комплектующие, а в процессе подготовки серийного производства мы будем заменять импортные комплектующие отечественными. Это позволит снизить стоимость”, – надеется один из руководителей “АвтоВАЗа”. В этом вряд ли заинтересована Magna, для которой главный интерес в проекте – поставка автокомплектующих для новой Lada, возражает бизнесмен, знакомый с руководством Magna. В этом и кроется причина всех их противоречий. Автокомпоненты Magna – одни из самых дорогих на рынке, поэтому разработанный ею автомобиль не может быть таким дешевым, как Logan или как хочет “АвтоВАЗ”.

“АвтоВАЗ” подстегивает фактор времени: если к 2010 г. он не выпустит новую модель, то потеряет рынок, признался как-то в беседе с “Ведомостями” один из топ-менеджеров завода. Deutsche UFG к 2010 г. прогнозирует снижение доли “АвтоВАЗа” на рынке до 28% с прошлогоднего 31%. Поэтому “АвтоВАЗ” постарается довести проект до конца, убежден исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, сменить партнера на этом этапе значило бы потерять время. Альтернативой Magna мог бы стать проект с Renault, но он зашел в тупик, отмечает Сахнова. Хотя представитель Renault Ольга Сергеева вчера сообщила, что консультации все еще ведутся.

Директор российского представительства Magna Александр Наволоцкий и представитель “АвтоВАЗа” от комментариев отказались.