Рекламисты против конкурсов


23 марта Госдума приняла во втором чтении законопроект “О внесении изменений в статьи 19 и 33 федерального закона “О рекламе”. Третье чтение пройдет на следующей неделе, говорит член рабочей группы по доработке закона “О рекламе” Владимир Мединский. Если его примут, новые правила вступят в силу с 1 июля 2007 г.

Поправки меняют схему распределения мест под рекламоносители. Срок договора на использование участка не должен превышать пяти лет. Потом право размещения там рекламоносителя выставляется на аукцион или конкурс. А срок действующих договоров сокращен до пяти лет. В конкурсах не могут принимать участия компании, имеющие не менее 35% всех выданных разрешений на установку конструкций.

Эти правила относятся только к подконтрольным местным администрациям территориям. По оценке замдиректора Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) Андрея Лапина, новые правила могут затронуть примерно 90% петербургского рынка. А гендиректор “Эспар-Аналитик” Андрей Березкин считает, что они коснутся 80%. ГЦРР не отвечает за размещение рекламы на стенах петербургских домов и негородских территориях.

Раньше в Петербурге места под рекламные конструкции распределялись целевым назначением и на конкурсах, которые проводил Смольный. Например, перед 300-летием города компания ОММ, которую потом купил News Outdoor, получила 200 мест.

Новые правила заставят рекламистов вновь бороться за места, которые они брали в долгосрочную аренду.

“В течение этого года нам надо будет выставить на конкурсы 60–80% нашей адресной базы. Придется бороться за наши же места”, – жалуется гендиректор компании “Постер” Кирилл Опарин.

Особенно расстроены небольшие игроки. Директор по развитию агентства “Нева-Спорт” Владимир Уткин заявляет, что ему будет очень сложно конкурировать на аукционах с лидерами рынка. С ним согласен заместитель гендиректора “Реклама Центра” Алексей Баринов. По его словам, такие меры приведут к переделу рынка.

Кирилл Опарин, который избирался в ЗС Петербурга по списку “Единой России”, попросил спикера городского парламента Вадима Тюльпанова передать письмо Борису Грызлову, в котором указывает на недостатки поправок и просит не принимать их в третьем чтении.

Владимир Мединский считает распределение участков по конкурсу справедливым. “Это сделает рынок более прозрачным, городской бюджет получит деньги от аукционов, а возможностей для коррупции станет меньше. А участники рынка должны быть готовы к тому, что любое место – товар и за него нужно бороться”, – парирует он.

Крупные участники рынка могут выиграть от новых правил. Директор петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол не скрывает, что на торгах и аукционах возможности его компании выше, чем у небольших игроков. “У нас будет возможность увеличить адресную программу, – говорит он. – Хотя и мы против поправок – работа на стабильном рынке важнее сиюминутной выгоды”.

Представитель другого лидера российского рынка наружки – Gallery рад возможности побороться на конкурсах за новые места. Впрочем, и он отмечает, что могут возникнуть проблемы с возвратом инвестиций – не все конструкции окупаются за пять лет.

Гендиректор “Эспар-Аналитики” Андрей Березкин прогнозирует усиление концентрации. По его словам, крупные игроки смогут заметно увеличить свою адресную программу. Однако из-за роста цен наружка станет менее конкурентна по отношению к другим сегментам рекламного рынка, добавляет он.