Рынок на двоих


“Крупные банки активно внедряют карты международных платежных систем. Позиции международных систем будут укрепляться на российском рынке, это очевидно”, – признает директор по маркетингу объединенной платежной системы Union Card/NCC Кирилл Мясищев. Все большая доля приходится на карты международных систем, которые более технологичны и безопасны, подтверждает президент Связь-банка Геннадий Мещеряков. Выбор международных систем обусловлен прежде всего экономическими соображениями, рассказывает зампред правления банка “Возрождение” Марк Нахманович. Растущая популярность кредиток, выпущенных иностранными системами, связана еще и с тем, что с их помощью российские банки все активнее кредитуют население. Именно на операции с картами смещают свой акцент ведущие операторы рынка потребительского кредитования. С подобными заявлениями выступали представители “Русского стандарта”, “Хоум Кредит энд Финанс Банка”, Альфа-банка, Росбанка и многих других.

ЦБ публикует данные только о выпущенных картах, а вот расклад сил по платежным системам понять трудно, сетуют банкиры и представители платежных систем. Однако сразу несколько из них сообщили, что по результатам обследования на начало года ЦБ готовит доклад с указанием роли ведущих карточных систем.

Представители ЦБ подтвердили, что этот доклад практически готов. Но предоставить его результаты до окончательного утверждения отказались. Тем не менее с ними оказались знакомы некоторые участники рынка.

По словам одного из банкиров, из расчетов ЦБ следует, что лидирует Visa c долей в 43,9%, далее следует MasterCard с 38,5%. У “Золотой короны” – 5,8%, “Сберкарт” – 4,2%, СТБ – 3,3%, “Юнион кард” – 2,7%, на остальные системы приходится 1,6%. Такую картину подтверждает близкий к ЦБ источник, а также представители нескольких систем по своим показателям. Более того, вчера Visa официально сообщила, что за прошлый год количество ее карт в России выросло на 42% до 32,4 млн штук. С таким количеством карт Visa должна занимать 43,5% рынка, что практически совпадает с оценкой в докладе ЦБ.

В MasterCard дать комментарии отказались. А по информации одного из партнеров системы, объем выпущенных ею карточек за прошлый год вырос в 1,5 раза и составляет около 27 млн штук. Тогда ее доля превышает 36%.

“Золотая корона” к концу прошлого года эмитировала 4,5 млн карт, рассказывает директор по маркетингу Мария Михайлова. Это составляет 6% от общего объема карт, что также практически совпадает с расчетами ЦБ.

Доля “Сберкарт” в 4,2% эквивалентна 3,1 млн карт. Именно такой показатель назывался системой ранее.

MasterCard удалось существенно сократить отставание от Visa, которое было еще несколько лет назад. Так, в 2004 г. Федеральная антимонопольная служба подозревала систему в злоупотреблении доминирующим положением, оценивая ее долю более чем в 40%. А вместе эти системы сейчас оставляют другим коллегам менее 20% рынка.

Но думать о том, что национальным системам нет места на рынке, – это все равно что всерьез считать, что скоро в мире не останется никаких ресторанов, кроме “Макдоналдса”, предупреждает Михайлова. Впрочем, конкуренцию им намерена составить и система American Express. “Хотя наши объемы пока невелики, ситуация обнадеживающая. После активной рекламной кампании торговые сети и граждане стали проявлять гораздо больше внимания к нашим предложениям”, – уверяет один из менеджеров проекта. Свои показатели эта система на раскрывает.