Смешение понятий

До 1 января в России действовали дифференцированные акцизы на алкоголь. Производители водки платили 159 руб. за литр спирта, а те, кто на его основе делал напитки до 9 градусов, лишь 83 руб. К себестоимости пол-литровой банки коктейля акциз добавлял чуть меньше 4 руб. С нового года ставка для всех одна – 162 руб. Доля акциза в цене коктейля удвоилась. Для самых дешевых напитков стоимостью 20 руб. за пол-литра лишние 4 руб. – это критично. Результат игроки описывают одинаково – коллапс, катастрофа. По данным Национальной алкогольной ассоциации, за первые два месяца этого года было произведено 2,15 млн дал слабоалкогольных коктейлей, на 40% меньше, чем годом раньше. В марте производство упало уже на 75%. Оно, с одной стороны, и хорошо. Коктейлем в России нередко называется продукт, который на прилавках европейских магазинов не найдешь, – по сути, это разбавленный спирт с ароматизаторами. “Давно пора было навести порядок на этом рынке. Недаром в народе называют коктейли, особенно в полуторалитровых ПЭТ, похмеляторами, – возмущается директор по стратегическому маркетингу компании “ОСТ-Аква” Александр Анфиногенов. – Если треть, а то и 40% рынка схлопнется, наш рынок станет больше похож на европейский”. Производителям коктейлей по лоббистским возможностям далеко до пивоваров. И спохватились они поздно. Только к концу года бросились искать выход и создали Национальную ассоциацию слабого алкоголя, которая рассылает по министерствам письма с просьбой вернуться к старым ставкам и подсчитывает, сколько недополучат бюджеты из-за сокращения производства. Результатов вычислений еще нет. (Полную версию статьи читайте в журнале SmartMoney и на www.smoney.ru на следующей неделе.)