Выход из салонов


Компании, продающие сотовые телефоны и операторские контракты, решили освоить смежный рынок – электронных платежей через терминалы. Об инвестициях в эту область “Ведомостям” рассказали сразу в двух компаниях – “Евросеть” и Dixis.

По словам пресс-секретаря “Евросети” Очира Манджикова, в этом году в развитие собственной сети платежных терминалов, которые установят не только в салонах, но и в других местах, будет вложено $6 млн, а количество терминалов вырастет с 200 до 2000 до конца этого года.

Dixis планирует инвестировать в это же направление $500 000 и установить 100 терминалов до конца года, компания больше ориентируется на регионы. “В Москве и Санкт-Петербурге рынок платежных терминалов насыщен – автоматы здесь установлены практически на каждом шагу, а в регионах он только набирает обороты, – говорит гендиректор Dixis Алексей Чуйкин, – в Москве мы будем устанавливать платежные терминалы только в наших салонах, чтобы разгрузить продавцов, в регионах же автоматы будут устанавливаться и в других местах”.

Обе компании используют терминалы с платежной системой Cyberplat (оборот этой компании в 2006 г. – $2,6 млрд).

По данным J’son & Partners, в прошлом году объем российского рынка платежей через терминалы составил $2–2,5 млрд. По мнению аналитика J&P Сергея Савина, интерес дилерских компаний к терминалам связан с тем, что в 2006 г. рынок платежей вырос на 36% и примерно каждый третий пользователь сотовой связи попробовал такой способ оплаты. По словам Савина, на терминалы пришлось около 10% платежей в счет сотовых операторов от частных лиц. Эту цифру подтвердила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

А гендиректор “Корбины Телеком” Александр Малис рассказал, что до 30% платежей за услуги связи и Интернета от частных лиц проходит через такие терминалы. Он прогнозирует, что в течение 1–2 лет их доля может вырасти до 60%.

Зарабатывают владельцы платежных автоматов на комиссии. “Если наш партнер берет комиссию с наших абонентов, мы платим ему 1,5% от транзакции, – рассказывает менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. – Если же партнер ее не берет, мы компенсируем ему 3%”.

Манджиков говорит, что комиссию с плательщиков “Евросеть” не берет – за исключением оплаты кредитов.

По словам Чуйкина, Dixis в Москве будет брать комиссию за оплату услуг ЖКХ (1% от транзакции) и кредитов (2%). В регионах комиссия с платежей за услуги связи составит 6%, кредитов – 3%, ЖКХ – 1%.

В Москве среднемесячный оборот одного терминала составляет порядка 1–1,2 млн руб. ($38 000–45 000), сообщает Манджиков. Размер чистой прибыли компании не разглашают. По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в сети из 20–30 автоматов оборот одного терминала колеблется от $50 000 до $150 000 (в зависимости от места), а средняя доходность – $200 с автомата в месяц.

“За последний год терминалы по приему платежей стали отъедать рынок у салонов связи. Поэтому интерес ритейлеров к этой услуге вполне понятен, – говорит пиар-директор “Цифрограда” Татьяна Москалева, – за счет экономии времени продавца в магазине большее внимание будет уделяться непосредственно продажам”.

“Цифроград” и “Связной” пока только присматриваются к этому рынку.

Доходность этого бизнеса невысокая, считает Савин, но это стабильный бизнес, а для дилеров – возможность выйти за пределы салонов.