ИНТЕРВЬЮ: Тадаши Арашима, президент Toyota Motor Europe


ЖЕНЕВА – Продажи Toyota в Европе растут вот уже 10 лет подряд, и японская автомобильная компания намерена продолжать в том же духе. Пока большинство европейских конкурентов, работающих в массовом сегменте, стагнируют, Toyota увеличила в 2006 г. сбыт в Европе, включая Россию, на 14% до 1,14 млн автомобилей. Цель компании – к концу 2010 г. войти в пятерку крупнейших автопроизводителей на континенте с долей рынка 7–8% (в 2006 г. было 5,7%). Особое место в этом амбициозном плане отводится России: продажи в нашей стране в прошлом году выросли на 58%, а к концу 2007 г. должен заработать завод Toyota в Санкт-Петербурге, что сделает позиции компании в стране еще прочнее. О том, как новый завод впишется в европейскую стратегию Toyota, “Ведомостям” рассказал президент Toyota Motor Europe Тадаши Арашима.

“Ющенко стал президентом, но проблемы остаются”

– Toyota планировала достичь объема продаж в 1,2 млн автомобилей в Европе к 2010 г., но теперь этот срок сдвинут на 2007 г. Какие рынки превзошли ваши ожидания в минувшем году?

– Россия.

– Неужели секрет успеха для автопроизводителей в Европе так прост: увеличивайте инвестиции в Россию, расширяйте там дилерскую сеть – и будет вам счастье?

– (Смеется.) Конечно, Россия стала для нас главным сюрпризом, но и на других рынках Toyota чувствует себя неплохо. Как вы знаете, мы увеличили объемы продаж практически во всех европейских странах. Во Франции, Германии, Испании мы добились серьезного увеличения своей рыночной доли.

– Toyota очень успешна в России, но на Украине ее дела далеко не так хороши. Почему? Ведь наши страны так похожи...

– Похожи?! У России огромные запасы природных ресурсов, а рыночные, либеральные реформы осуществляются у вас намного быстрее, чем на Украине. Украина – гораздо более социалистическая страна. [Виктор] Ющенко стал президентом, но проблемы остаются. К тому же развитие нашей дилерской сети на Украине отстает. Но мы отдаем себе отчет в том, что Украина, где проживает 48 млн человек, – очень перспективный рынок.

– Toyota собирается завершить строительство своего завода в России этой весной, а производство должно начаться к концу года. Но осенью 2006 г. вы на месяц отставали от графика. Успеете уложиться в срок?

– Насколько я знаю – да. В конце декабря первые автомобили сойдут с конвейера.

– Многие производители автокомплектующих переносят свои производства в страны с более дешевой рабочей силой. Поставщики Toyota тоже строят свои заводы в России. Их продукция будет предназначена только для российского завода Toyota или для ваших европейских производств тоже?

– Пока только для российского завода. К тому же еще не многие поставщики комплектующих пришли в Россию. Но в будущем, думаю, это число увеличится, потому что General Motors (GM), Nissan, Ford, Renault тоже строят или уже построили свои заводы в России.

– А Toyota не собирается подталкивать своих поставщиков, чтобы они поскорее строили заводы в России?

– Да нет, это их собственное решение.

“Мы собираемся выпускать в России только Camry”

– Санкт-Петербургский морской порт перегружен, а новый порт в Усть-Луге еще в зачаточном состоянии. У Toyota нет планов построить собственный морской терминал для поставки комплектующих и автомобилей в Россию?

– В настоящий момент – нет. Но мы возлагаем серьезные надежды на то, что российское правительство и местные власти приложат серьезные усилия для развития инфраструктуры порта.

– По нашим данным, Toyota строит в России универсальный завод, на котором помимо Camry возможна сборка и других моделей, например Corolla и RAV4. Почему? Вы собираетесь часто менять модельный ряд?

– Я не думаю, что на одной линии технически возможно собирать Camry и RAV4. В настоящий момент мы собираемся выпускать в России только Camry.

– Не опасаетесь ли вы забастовок на российском заводе?

– Возможно, мы с этим столкнемся. Но наша философия заключается в том, чтобы набирать хороших людей, поскольку только хорошие люди могут обеспечивать хорошее качество автомобилей. Поэтому мы придаем очень большое значение поддержанию хороших отношений с рабочими. Забастовки у нас случаются очень редко. Я лично могу вспомнить только одну – на Филиппинах.

– Все ключевые европейские модели Toyota – Aygo, Yaris, Auris, Corolla Verso, Avensis – собираются в Старом Свете. Последним легковым автомобилем, который вы не производили в Европе, был Camry. Скоро начнется его выпуск в России. Вы строите свой завод вблизи петербургского порта, и мне сложно поверить, что вы не попробуете экспортировать Camry – самый популярный автомобиль в США – в Европу, хотя бы для нужд таксомоторных и прокатных компаний.

– Мы считаем, что для массового рынка Западной Европы Camry – слишком большой автомобиль. Opel, например, тоже прекратил выпуск модели того же класса – Omega. Мы считаем, что массовому рынку достаточно модели Avensis [класс D], а более крупные автомобили [классов E и D] – для премиум-брендов, таких как Lexus. Еще одно препятствие, которое существует для продажи больших автомобилей в Западной Европе, – планы Еврокомиссии по снижению выбросов углекислого газа. Наш российский завод будет нацелен в первую очередь на удовлетворение спроса внутри страны. Затем, возможно, мы будем поставлять Camry в Казахстан, на Украину и в другие близлежащие страны.

– Как я понимаю, будущая малобюджетная модель Toyota разрабатывается в Японии. Европейское подразделение компании принимает какое-то участие в этом процессе – ведь модель будет продаваться и в Старом Свете?

– Да, машина разрабатывается в Японии, а мы даем свои советы, каковы должны быть размер машины и комплектация. У нас существует процедура под названием design panel, в рамках которой мы советуем изменить это или то. Но я еще не видел машины. Разговор о ней вести пока рановато.

– У Toyota имидж “зеленой” компании, вы развиваете бензиновые гибридные технологии. Но европейские покупатели предпочитают дизельные машины, и некоторые эксперты уверены, что дизель – более перспективная технология с точки зрения сохранения окружающей среды. Будет ли Toyota разрабатывать дизельные двигатели для Европы или вы сфокусируетесь на гибридной технологии?

– Мы не собираемся вступать в дискуссию, бензиновые двигатели перспективнее или дизельные. Мы лишь верим, что гибридная технология очень важна. Гибридная технология может работать в том числе и с дизельными двигателями, так что в будущем дизель-гибридный автомобиль возможен. Мы понимаем, что на автомобили с дизельными двигателями в Европе приходится половина продаж, и не собираемся игнорировать этот факт. На новый завод по производству дизельных двигателей в Польше мы потратили 200 млн евро.

– Перед запуском Lexus в Европе Toyota объявила, что потратит на продвижение бренда $100 млн. Сколько уже израсходовали?

– Всю эту сумму мы еще не потратили, но все идет по плану.

– Toyota продала в Европе 50 600 Lexus в прошлом году, из них 10 000 – в России. Что это значит – в России дела у Lexus столь хороши или в Европе столь плохи?

– (Смеется.) Конечно, мы можем продавать больше Lexus в Западной Европе, но даже в России мы можем продавать больше. Сейчас мы заняты формированием дилерской сети Lexus в России – пока у нас только девять дилерских центров на такую огромную страну.

“Мне 57 лет. Я старый?”

– Вы лично выводили бренд Lexus на рынок США, а теперь занимаетесь тем же самым в Европе. Можете сравнить проблемы, с которыми вы тогда сталкивались в Штатах и сегодня – в Европе?

– Американцы гораздо более открыты к новому. Если они видят, что товар хорош и что за него просят правильную цену, они понимают свою выгоду. Жители Западной Европы более консервативны, привязаны к брендам, которые они уже знают, – BMW, Mercedes.

– И как вы собираетесь решать эту проблему?

– У нас есть множество технологий, которые делают наши автомобили особенными по сравнению с продукцией конкурентов. Например, гибридные двигатели. Или система превентивной безопасности пассажиров pre-safe. И мы будем пропагандировать технические преимущества наших машин. То есть строительство бренда Lexus мы будем вести, ассоциируя его с высокими технологиями и супервысоким качеством.

– Но чтобы объяснить это, требуется время.

– Да. И мы будем двигаться шаг за шагом.

– Покупатели машин премиум-брендов, как правило, люди немолодые. Сложно объяснить человеку 50 или 60 лет, который за свою жизнь уже сменил несколько BMW или Mercedes, зачем ему пересаживаться в Lexus.

– Что значит “молодой”, “старый”? Мне 57 лет – я старый? Среди 50-летних очень много людей, интересующихся техническими инновациями. Уже 26% покупателей Lexus выбирают гибридные автомобили. И именно на таких людей – образованных, умных, интересующихся новым – мы и собираемся ориентироваться.

– Существует мнение, что Lexus нужен собственный завод в Европе, чтобы быстрее реагировать на запросы европейских клиентов, которые предпочитают выбирать опции на свой вкус, а не довольствоваться фиксированными комплектациями, пусть и богатыми. Вы в Toyota готовы обсуждать такую вероятность или для вас это абсолютно невозможно, потому что Lexus должен производиться только в Японии?

– Мы предпочитаем, чтобы Lexus производился в Японии. Для того чтобы строить завод, нужны определенные объемы продаж, а они у Lexus в Европе все еще очень невелики. А что касается возможности выбора опций... Это, конечно, важно, но, когда вы заказываете автомобиль с определенным набором опций в Европе, вам зачастую тоже приходится ждать 5–6 месяцев. Мы предпочитаем предлагать покупателю уже очень хорошо экипированный автомобиль, но по разумной цене. Потому что считаем, что покупатель роскошной машины хочет получить все самое лучшее.

– Когда мы встречались с вами два года назад, вы ждали новую корпоративную машину – Lexus GS, который к тому времени только-только появился в Европе. Сейчас, должно быть, вы уже сменили его на новый Lexus LS?

– (Смеется.) Да, сменил, но не на LS, а на гибридный Lexus GS 450h. На Lexus LS нужно ездить с водителем, а я люблю сидеть за рулем сам.