Керкорян хочет сесть за руль


В пятницу западные рынки были закрыты в преддверии Пасхи, но их участники ушли на праздники, глубоко задумавшись. В четверг вечером Керкорян, состояние которого журнал Forbes оценивает в $15 млрд, и его инвесткомпания Tracinda сообщили, что предложили DaimlerChrysler выкупить Chrysler за $4,5 млрд деньгами.

По итогам четверга акции DaimlerChrysler выросли на 5,26% до самого высокого уровня с 1999 г. Включение Керкоряна в игру может изменить расклад сил в борьбе за Chrysler, о возможной продаже которой DaimlerChrysler заговорила в середине февраля. Сейчас на Chrysler претендуют три группы кандидатов: фонд прямых инвестиций Cerberus Capital Management, фонды Blackstone Group и Centerbridge Partners, производитель автокомплектующих Magna. По данным The New York Times, Magna готова предложить около $4,6 млрд, фонды прямых инвестиций – до $13 млрд. В феврале – марте DaimlerChrysler вела переговоры с General Motors об обмене Chrysler на долю в GM, но далеко они не продвинулись. Предложение Керкоряна, “безусловно, повышает ставки <...> ведь он говорит, что даст аванс”, отмечает Дэвид Кадла, гендиректор инвесткомпании Mainstay Capital Management. В обмен на эксклюзивное право провести due diligence американского подразделения Tracinda готова внести $100 млн и отказаться от $25 млн из них, если сделка не состоится.

История Chrysler полна взлетов и падений. В 1979 г. помощь правительства спасла ее от банкротства. В 80-е гг. компания процветала, но в начале 90-х гг. снова стала нести убытки. Кардинально реформировать Chrysler пришлось уже немцам после объединения с Daimler-Benz в 1998 г. Дитер Цетше, возглавивший Chrysler в 2000 г., сократил в США тысячи рабочих мест, в Канаде и Мексике закрыл шесть заводов. В 2005 г. Chrysler продала почти столько же машин, сколько и в 2000 г., но работало в ней на 38 000 человек меньше. После нескольких убыточных лет Chrysler получила $1,9 млрд прибыли в 2004 г. и $1,8 млрд в 2005 г.; успех принесли новые седаны 300-й модели и мини-вэны. В 2006 г. Цетше стал гендиректором DaimlerChrysler, а в США дела снова пошли плохо: убыток Chrysler по итогам года составил $1,5 млрд.

Как и GM, и Ford Motor, Chrysler не уследила за американским рынком. Ее основной продукт – внедорожники потребляли много бензина, а водители предпочли экономичные автомобили, например японские. В марте продажи GM в США упали на 4% по сравнению с мартом 2006 г., Ford – на 9%, а Chrysler – на 5%. А продажи Toyota Motor подскочили на 11,7%.

Чтобы спасти Chrysler, Керкорян и его помощник Джером Йорк, в прошлом финансовый директор компании, намерены предложить ее акции сотрудникам и менеджменту – в обмен на сокращение социальных выплат. Chrysler станет непубличной компанией, потому что реформировать ее нужно “крайне терпеливо”. “Чтобы превратить Chrysler в сильного и независимого игрока, нужно применить долгосрочный подход <...> не беспокоясь о [таких краткосрочных показателях, как] прибыль в расчете на акцию в течение первых пяти-шести-семи лет”, – говорится в письме Tracinda. Необходимо обновить продуктовую линейку и сделать автомобили способными конкурировать с продукцией азиатских производителей, а также выпускать больше экологически чистых автомобилей, считают в Tracinda.

90-летний Керкорян, сын армянского иммигранта-фермера, вопреки известной поговорке любит и умеет входить в одну и ту же реку, причем порой не дважды, а трижды. С Chrysler судьба впервые свела его 17 лет назад. В 1990–1991 гг. он скупал акции, дешевевшие по мере того, как компания все глубже сползала в убытки. Набрав вес, он ввел своего представителя в совет директоров, потребовал увеличить дивиденды и начать выкуп акций. В 1995 г. он сделал враждебное предложение о поглощении Chrysler за $22,8 млрд, но потерпел неудачу. Тремя годами позже Керкорян был вознагражден: слияние Daimler-Benz и Chrysler за $36 млрд принесло ему $3 млрд. Правда, в 2000 г. Керкорян подал на компанию в суд: он утверждал, что сделка, преподносившаяся как слияние равных, на самом деле изначально планировалась как поглощение Chrysler немецкой компанией и что Daimler должна была заплатить акционерам американской большую премию. Керкорян требовал $9 млрд, но суд отклонил его претензии. (Использованы материалы WSJ.)