Тряхнул стариной


К тому моменту бывший гендиректор Philip Morris уже давно ушел на пенсию и не искал новую работу. С Bacardi его тоже ничего не связывало, кроме привычки пить ром с колой. Но предложение войти в совет директоров бермудского производителя алкоголя, принадлежащего седьмому поколению потомков его основателя – кубинца Дона Факундо Бакарди-и-Масо, Гемблер принял.

В 2003 г. он стал одним из трех независимых директоров компании. Гемблер, немец по национальности, проработал в Philip Morris 30 лет. За это время он побывал во многих уголках земли, в том числе продвигая Marlboro в Восточной Европе и управляя из Нью-Йорка 7-Up International, пока этот бренд не был куплен PepsiCo.

63-летний Гемблер стал первым в истории Bacardi членом совета директоров, не имевшим никакого отношения к алкогольной отрасли. Но уже в 2005 г., когда Хавьер Ферран неожиданно покинул пост гендиректора компании, Bacardi вновь обратилась за помощью к Гемблеру.

Обиженные Фиделем

В качестве человека со стороны новому гендиректору оказалось проще справляться со склоками среди акционеров Bacardi. Сейчас у компании более 500 акционеров, все они принадлежат к клану Бакарди и постоянно борются за контроль над бизнесом.

В 1960 г. Бакарди бежали с Кубы, после того как их активы были конфискованы правительством Фиделя Кастро. Ненадолго задержавшись на Багамах, они основали новую штаб-квартиру на Бермудах и с тех пор ведут борьбу за утраченные кубинские активы.

Хотя Гемблер познакомился с Бакарди недавно, он, по его словам, быстро нашел с ними общий язык. “Семье моей жены пришлось покинуть Восточную Германию, а имущество было экспроприировано, – поясняет Гемблер. – Я прекрасно понимаю тех кубинцев и особенно Бакарди, у которых конфисковали имущество без всякой компенсации”.

У Гемблера большой опыт работы в международном потребительском бизнесе. Его карьера началась в немецкой табачной компании, которая направляла его в Африку, Грецию и Турцию, затем он работал в греческом подразделении BMW, а после перешел в Philip Morris.

Шведская икона

Причина его назначения на высший пост в Bacardi становится понятной по мере того, как он рассказывает о своих менеджерских способностях – “понимании организации и структуры”. “Мы объединили все операции и заводы под единым руководством, ввели трехлетние планы, организовали централизованную маркетинговую службу и придали основным брендам единый облик”, – рассказывает Гемблер. Сохраняя такт, Гемблер объясняет, что Bacardi “стала чуть-чуть более профессиональной”.

Bacardi даже решила следовать нормам американского акта Сарбейнса – Оксли, хотя, являясь частной компанией, не обязана делать этого. “Просто мы считаем, что это наилучший способ вести бизнес”, – поясняет гендиректор. Улучшение корпоративного управления может оказаться полезным, в случае если компания захочет провести IPO, хотя Гемблер утверждает, что сейчас таких планов нет.

Более актуально желание Bacardi продемонстрировать шведскому правительству, что компания может стать достойным владельцем водочного бренда Absolut. Швеция собирается приватизировать госкомпанию Vin & Sprit, которая владеет брендом, хотя решения о сроках и условиях продажи пока не приняты. Если Bacardi удастся купить Absolut, бермудская компания сможет опередить Pernod Ricard и стать вторым по величине мировым поставщиком алкогольной продукции после Diageo.

“Сейчас мы прочно удерживаем 3-е место на мировом рынке, и наша цель – стать № 2”, – заявляет Гемблер. По его словам, Absolut является “шведской иконой”, национальным достоянием страны, поэтому правительству важно знать намерения потенциальных покупателей. “Я думаю, что дело не только в цене”, – рассуждает Гемблер.

Он сравнивает работу в Bacardi с тем, что ему приходилось делать в Philip Morris в начале 1970-х. “Мы нанимали людей, выстраивали структуру. Это был самый интересный период в истории компании”, – вспоминает Гемблер.

Еще пару лет назад на продажи рома приходилось 50% выручки Bacardi. Но благодаря нескольким покупкам – виски Dewar’s, джина Bombay Sapphire и водки Grey Goose – доля рома в выручке снизилась до 37%. Еще 25% приходится на продажи Martini. По словам Гемблера, Bacardi готова продолжать экспансию и интересуется коньяками и американскими виски, которые становятся все более популярны.

Экспансия в Китай

Несмотря на любовь к организованности, Гемблер хочет сохранить в Bacardi дух предпринимательства. “По мере взросления компании начинают тяготеть к размышлениям, – говорит он. – Пока нам свойственна скорее агрессивность. Мы делаем ошибки, но мы на них учимся”.

Одним из регионов агрессии должен стать Китай, где компания уже наняла 300 человек. “В сентябре я пригласил туда членов нашего совета директоров. То, что мы увидели, производит абсолютно невероятное впечатление”, – говорит Гемблер.

Последние полтора года он без остановки путешествует по разным странам, “чтобы познакомиться с людьми”. Еще несколько лет назад Гемблер собирался уйти на покой, но его нынешний образ жизни свидетельствует об одном: Bacardi для него действительно много значит. “Я люблю эту семью”, – признается Гемблер. (FT, Александр Силонов)