На усмотрение премьера


В марте снять разногласия между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Минфином с Минэкономразвития о судьбе центрального депозитария пыталась комиссия правительства по законопроектной деятельности. Служба Олега Вьюгина допускала множественность центральных депозитариев, а оппоненты настаивали на эксклюзивности. На комиссии договорились, что в течение переходного периода продолжительностью четыре года лицензию центрального депозитария смогут получить сразу несколько организаций, а затем такой институт должен остаться единственным. Внести соответствующий законопроект в Госдуму должен был председатель банковского комитета Владислав Резник.

Вчера он сделал это. Из внесенного Резником документа следует, что претендовать на статус центрального депозитария может организация, уже имеющая депозитарную лицензию и осуществляющая централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг (кроме федеральных и субфедеральных). А выбрать достойного должно правительство в установленном кабинетом министров порядке. Требование к капиталу на уровне 1 млрд руб., ранее выдвигавшееся ФСФР, из проекта исчезло.

Ему на смену пришли ограничения по составу акционеров. Максимальной долей в 10% может обладать фондовая биржа или совладелец депозитария, преобразованного в центральный из некоммерческого партнерства. Этому описанию как раз соответствуют два претендента на статус центрального депозитария: расчетный депозитарий РТС – Депозитарно-клиринговая компания (ДКК), в которой у РТС 56,5%, и НП “Национальный депозитарный центр” (НДЦ), обслуживающее сделки на ММВБ. Ранее на участие в капитале центрального депозитария претендовал ЦБ. Но теперь, по словам председателя Сергея Игнатьева, таких планов в Центробанке нет. Более того, после представления Генпрокуратуры ЦБ готовит отзыв своих представителей из органов управления НДЦ, а после акционирования партнерства намерен выйти и из его капитала.

Остальные инвесторы, по версии Резника, вправе претендовать на 5% в капитале центрального депозитария. Правда, если речь идет о топ-менеджерах, под руководством которых финансовые компании лишились лицензий, или самих таких компаниях, то им не будет позволено контролировать более 1% капитала.

Центральный депозитарий будет единственным, уверяет Резник. При этом к июлю следующего года он предлагает лишить права работать со счетами номинального держания те депозитарии, которые не являются расчетными. А с июля 2011 г. предусмотренные проектом закона операции центрального депозитария не смогут осуществлять другие организации.

Основные дискуссии должны развернуться во втором чтении, ожидает Резник. К консенсусу предстоит прийти не только чиновникам, но и участникам рынка. “Либо они договорятся и объединятся, либо это [в роли центрального депозитария] будут не они”, – считает Резник. Он не сомневается, что закон будет принят в весеннюю сессию.

Множественность центральных депозитариев, даже на переходный период, – не лучшее решение, считает чиновник Минэкономразвития. Но, судя по всему, представительству придется принимать политическое решение в отношении соискателей, полагает он. А требования к акционерам, по его словам, нареканий не вызывают.

Правильным считает передачу на уровень правительства решения о наделении статусом центрального депозитария и его перенос на окончание переходного периода и руководитель ФСФР Олег Вьюгин. Такую позицию он передал через пресс-службу ФСФР.