Россвязь оценит убытки


Вчера Федеральное агентство связи (Россвязь) прекратило принимать заявки операторов на возмещение убытков по универсальным услугам. Отчислять средства в резерв универсального обслуживания российские операторы начали с 1 июля 2005 г., но компенсировать из этого резерва убытки большинства компаний, оказывающих такие услуги, государство начнет только в этом году. Дело в том, что предоставлять универсальные услуги операторы в основном начали в 2006–2007 гг., до этого несколько месяцев ушло на проведение конкурсов, а затем их победители готовились начать работу.

Как рассказал “Ведомостям” замруководителя Россвязи Сергей Буланча, ведомство заключило с операторами, оказывающими универсальные услуги связи, договоры о возмещении убытков на сумму около 10 млрд руб. Примерно столько же – 9,74 млрд руб. – скопилось в резерве универсального обслуживания к 1 марта 2007 г. Но в агентстве не опасаются нехватки средств. Во-первых, операторам, оказывающим универсальные услуги, надо будет еще подтвердить свои затраты, и реальная сумма убытков, по мнению Буланчи, окажется меньше. Во-вторых, Россвязь намерена добиться, чтобы отчисления в резерв делали не только примерно 1000 крупных операторов, но и все остальные, которые пока игнорируют это требование.

Размер убытков, возместить которые просят разные операторы, неодинаков: ведь в конкурсах на право оказывать универсальные услуги побеждали операторы, запросившие наименьшую компенсацию. Самыми убыточными остаются услуги в удаленных сельских районах, отмечает председатель Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев. Замгендиректора и коммерческий директор “Уралсвязьинформа” Андрей Белобоков надеется, что его компании (выигравшей конкурсы в ряде регионов Урала) будут компенсированы все убытки, связанные с универсальными услугами. Какую часть себестоимости этих услуг компания просит возместить, он не уточняет, но указывает, что по закону оператор должен покрыть все убытки и инвестиции, вложенные в создание сети таксофонов и пунктов коллективного доступа (ПКД). По данным Россвязи, ведомство заключило с операторами универсального обслуживания договоры на установку 79 480 таксофонов и 17 308 ПКД.

Услуги таксофонной связи вообще убыточны: с развитием мобильной связи нужда в таксофонах отпадает, констатирует Алексей Ярохнович, коммерческий директор компании “Санкт-Петербургские таксофоны” (СПТ, выиграла конкурс на установку “универсальных” таксофонов в Петербурге). Утвержденный Россвязью тариф – 0,45 руб. за минуту местного звонка – позволял работать без убытков до февраля, но в феврале вступили в силу новые правила: теперь операторы, присоединенные к другим сетям, должны ежемесячно платить им фиксированную сумму – в Питере это около 150 руб. в месяц, говорит Ярохнович. В результате таксофоны будут приносить прибыль, только если люди станут активно ими пользоваться, делает он вывод. Сейчас СПТ обслуживает 1300 собственных таксофонов, а в качестве оператора универсального обслуживания должна установить еще 111 – в тех районах, где, по мнению городской администрации, таксофонов недостаточно. “Мы только недавно выиграли конкурс и планируем завершить установку таксофонов к августу”, – добавляет Ярохнович.