Уйти в тень


За последние несколько недель от фондов прямых инвестиций предложения о покупке получили почти безнадежные компании. Инвесткомпания миллиардера Кирка Керкоряна Tracinda предложила $4,5 млрд за Chrysler Group, Сэм Зелл покупает медиахолдинг Tribune, Carl Icahn сделал предложение о поглощении строительной WCI Communities и производителя автокомплектующих Lear. Таких сделок будет еще больше, особенно в ритейле и секторах, пострадавших от спада на ипотечном рынке США, предрекают аналитики.

Как правило, после поглощения компания выводится с биржи, а значит, уходит из-под регулирования Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). С этого момента у владельцев нет обязанности публиковать отчетность и соблюдать интересы миноритариев, что позволяет провести полную реструктуризацию бизнеса. Помощник Керкоряна Джером Йорк сообщил руководству Chrysler, что реструктуризация планируется “долгосрочная” и первые 5–7 лет финансовые показатели публиковаться не будут.

“Частный капитал еще оценят по-настоящему за наведение порядка в нездоровых компаниях”, – уверен основатель инвесткомпании Xerion Partners Дэниэл Арбесс. Компаниям, финансовое положение которых нельзя назвать блестящим, трудно привлечь капитал за счет размещения новых акций, которые можно было бы использовать для поглощений или поощрения топ-менеджеров. В результате их прибыль растет медленнее, а котировки падают. Но для фондов прямых инвестиций они остаются привлекательным активом: стоят такие компании дешево, многие из них приносят доход и владеют активами, которые можно продать, чтобы сделать бизнес более эффективным.

Оценив подешевевшую с 2004 г. на треть Tribune в $8,2 млрд, Зелл инвестирует в нее всего $315 млн, но у него есть опцион на 40% ее акций. Зелл намерен изменить юридический статус Tribune, чтобы снизить налоги. “У [Tribune] будет такой же статус, как у благотворительных организаций, – говорит налоговый аналитик Lehman Brothers Роберт Уилленс, – это будет компания, не облагаемая налогами”. По его словам, такая же участь ожидает и Chrysler. “Это станет тенденцией будущего”, – отмечает он.

Интерес частных инвесторов к американскому автопрому, на котором публичные инвесторы уже давно поставили крест, сейчас высок, как никогда. Помимо Керкоряна намерения купить Chrysler есть у Cerberus Capital Management, консорциума в составе Blackstone Group и Centerbridge Partners и производителя автокомплектующих Magna International. “Когда в США исчезают целые отрасли, на их месте остается немалая стоимость”, – констатирует Арбесс.

Когда разваливалась сталелитейная и угольная промышленность Пенсильвании, финансисты, например Уилбур Росс, покупали их активы с громадным дисконтом. В 2004 г. Росс продал свою International Steel Group, в которой консолидировал купленные за бесценок активы, за $4,5 млрд Mittal Steel. На этом он заработал несколько миллиардов долларов. (WSJ, 9.04.2007, Татьяна Бочкарева)