ВЕКТОР


Став совладельцем холдинга “Связьинвест”, АФК “Система” не ограничилась желанием поучаствовать в управлении его “дочками”. Гендиректор “Системы Телеком” Сергей Щебетов считает целесообразным создать на базе сотовых активов “Связьинвеста” четвертого федерального оператора мобильной связи – после МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона”. Cотовые активы остались не у всех “дочек” “Связьинвеста”. Если у “Уралсвязьинформа”, “Сибирьтелекома” и “Волгателекома” сравнительно сильные позиции на рынке мобильной связи (первые две компании, по данным ACM-Consulting, занимали в феврале 2,9% и 2,2% рынка соответственно), то “Центртелеком” и “Северо-Западный телеком” еще несколько лет назад избавились от сотовых “дочек”, а “Дальсвязь” готовится продавать их. Но это поправимо, считает Щебетов: там, где у “дочек” “Связьинвеста” нет сотового бизнеса, они могут работать как виртуальные операторы, используя инфраструктуру других компаний. Если же “Связьинвест” не создаст федерального оператора мобильной связи, ему останется лишь продать сотовые “внучки”: поодиночке они не продержатся, считает Щебетов.

Только на прошлой неделе рекорды на Лондонской бирже металлов (LME) ставил никель: в четверг в ходе биржевых торгов стоимость трехмесячных фьючерсов на металл достигала исторического максимума в $50 000 за 1 т. Особых причин для роста цен на металл в этот день не наблюдалось: рынок разогревают спекулянты и производители нержавеющей стали, опасающиеся дефицита металла, сошлись во мнении эксперты. А вчера рынок драгметаллов снова продемонстрировал свою чувствительность. На ошибке аналитиков UBS в Лондоне, сообщивших в отчете, что “Норильский никель” не вывозит платину из России в ожидании получения лицензии правительства, цены на этот металл в Токио обновили четырехмесячные максимум: в ходе торгов стоимость платины достигала $1260 за унцию. На самом деле соответствующую лицензию “Норникель” получил еще в январе, после отмены экспортных квот на платину. Но вслед за платиной максимум за 10 месяцев на торгах в Лондоне обновил палладий, крупнейшим мировым производителем которого является “Норникель”. В ходе торгов цена металла достигала $359,50 за унцию. Стоимость акций самого “Норникеля” вчера в РТС выросла на 2,24% до $205 за штуку, а капитализация компании составила $39,09 млрд. Но вряд ли все новые скачки цен на металлы радуют компанию. Производители традиционно опасаются, что спекулятивные деньги могут навредить долгосрочному спросу. Так, несколько лет назад “Норникель” бил тревогу из-за слишком высокой стоимости палладия, боясь, что его основные потребители — производители автомобильных катализаторов — перейдут на альтернативные источники сырья. Впрочем, пока замены платиноидам так и не найдено, а инвесторы продолжают демонстрировать, что пришли в этот сектор надолго, а значит, будут заинтересованы в высоких ценах на металлы.

Четвертый федеральный

Лучший стимул

Надежда российского авиапрома – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) еще не сверстала свою производственную программу на пять лет, но предварительно чиновники уже решили, что до 2012 г. ОАК должна выпустить 431 самолет – больше, чем за последние 15 лет. Однако Минтранс и авиакомпании, похоже, не слишком в это верят и уже пугают авиастроителей тем, что станет с ними, если новых самолетов не будет. По их прогнозам, к 2015 г. иностранные авиакомпании могут занять до 85% рынка международных перевозок. А это $12–14 млрд в год. Доклад с таким устрашающим прогнозом вчера зачитал министр транспорта Игорь Левитин. Все дело в том, что пока российский авиапром выпускал в лучшем случае 10 самолетов в год. А иностранные лайнеры покупать очень накладно: их ввоз облагается 20%-ной пошлиной, а вместе с НДС цена возрастает почти на 40%. Много лет авиакомпании пытаются добиться обнуления этих сборов, но безрезультатно. А ОАК пока серийный выпуск самолетов не начала.

У российского авиапрома есть возможность обеспечить авиакомпании техникой, их упреки – лукавство, Минпромэнерго против льгот, особенно по 15–20-летним самолетам, настаивает замдиректора департамента этого ведомства Валерий Воскобойников. “Еще год-два – и будет кризис”, – парирует чиновник Минтранса. Правда, в прогноз своего министерства на 2015 г. даже он не слишком верит. Это больше стимул для авиастроителей, чтобы они поторопились, признает он.

Цена ошибки