Денег нет


Правительство лишь приняло к сведению (не одобрив) стратегию на 2007–2010 гг. и до 2015 г. и отправило ее на доработку. Две недели назад на коллегии Минпромэнерго проект поддержали Иванов, “Российские железные дороги” и крупнейшие машиностроители.

Вчера же единодушия не было. Фрадков назвал стратегию поверхностной и не отвечающей на конкретные вопросы – какие меры господдержки должны быть применены и сколько они будут стоить. Стратегию придется полностью переписывать – в ней нет конкретных сроков, способов поддержки, источников финансирования, говорит чиновник правительства.

Министр экономразвития Герман Греф сказал, что документ “совершенно нереализуем, не связан с анализом рыночной ситуации и не предполагает структурных реформ в отрасли”. Хуже того, стратегия создает у фирм “неоправданные ожидания” и “дезориентирует руководителей предприятий”, сказал Греф. А замминистра финансов Сергей Шаталов не нашел в трехлетнем бюджете денег на финансирование НИОКР.

Отсутствующая в распоряжении Шаталова сумма – единственная конкретная цифра затрат, посчитанная Минпромэнерго. На НИОКР для создания нового высокопроизводительного подвижного состава нужно $650 млн до 2010 г. и еще $200 в следующую пятилетку, говорится в стратегии. У машиностроителей найдется лишь $200 млн из необходимых $850 млн, подсчитал Минпром.

Чтобы в 2015 г. предложение транспорта не отставало от спроса, его экспорт вырос, а изделия стали высокотехнологичными, государству надо создавать частно-государственные партнерства, поддерживать лизинг, частично финансировать НИОКР, субсидировать процентные ставки по кредитам на модернизацию, давать госгарантии для экспорта. Отсутствие оценки затрат на эти меры и заметили оппоненты Минпрома.

Найти средства для машиностроителей в бюджете 2008–2010 гг. можно, только сократив на необходимую величину другие расходы, предполагает чиновник Минфина. Представитель РЖД рассказал, что Минфин отклонил и согласованный с Минтрансом проект субсидирования лизинга подвижного состава на 9 млрд руб. в 2008–2010 гг.