Спорные миллиарды


ГМК “Норильский никель” контролируется хозяевами “Интерроса” Михаилом Прохоровым и Владимиром Потаниным (по 27,4%). “Норникелю” принадлежит 46,2% акций ОГК-3, РАО ЕЭС – 37,1%. Выручка ОГК-3 по МСФО за девять месяцев 2006 г. – 14,86 млрд руб., убыток – 340,5 млн руб. Капитализация в РТС – $4,9 млрд.

“Норникель” стал крупнейшим акционером ОГК-3 в конце марта. До этого он контролировал лишь 13,92% этой компании. Но в начале года РАО ЕЭС решило продать новые акции ОГК-3 и пригласило стратегических инвесторов посоревноваться в цене за выставленный на продажу пакет. Выручить за него планировалось $1,6–1,8 млрд, а потратить их – на масштабную инвестпрограмму общим объемом $2,7 млрд. Таков был план РАО, но вышло даже лучше. Желающих купить акции ОГК-3 оказалось много, включая Enel, Fortum, Gaz de France и “Мечел”. “Норникель” был настроен на победу, поэтому предложил за акции ОГК почти вдвое больше, чем планировало РАО, – $3,1 млрд.

Но не успел энергохолдинг порадоваться такой удаче, как “Норникель” стал диктовать свои условия, рассказал “Ведомостям” близкий к РАО источник. По его словам, РАО продолжает настаивать на том, что все деньги от размещения ОГК-3 должна потратить на модернизацию и строительство новых энергоблоков. А “Норникель” считает, что теперь он основной акционер и волен сам принимать решения, куда ОГК направит средства и какой вообще будет эта инвестпрограмма. Подтверждает его слова и источник, знакомый с позицией “Норникеля”. Еще до продажи акций ОГК-3 меткомпания подписала с РАО инвестмеморандум, где согласилась проследить, чтобы средства от допэмиссии были потрачены на инвестпрограмму. Но документ был не обязывающим. Так что “Норникелю” самому решать, как и на что ОГК-3 должна тратить средства, рассуждает собеседник “Ведомостей”. Пока “Норникель” договорился с РАО ЕЭС о том, что “лишние” средства от допэмиссии могут быть потрачены на покупку угольных и газовых месторождений как топливной базы для ОГК-3, продолжает он.

В РАО и “Норникеле” настаивают, что никакого конфликта между ними нет. “Мы не отступаем от взятых на себя обязательств, мы покупали ОГК-3, чтобы развивать ее”, – говорит заместитель гендиректора “Норникеля” Юлия Басова. По ее словам, в ближайшее время компании согласуют и подпишут дополнительное соглашение к меморандуму. А не позднее 9 июля поставят подписи и под итоговым документом в этой сделке – соглашением акционеров, где будет зафиксировано, как и на что ОГК-3 потратит средства. Эту информацию подтверждает представитель РАО Марита Нагога.

Эксперты допускают, что ОГК-3 в итоге может потратить деньги не только на топливную базу, но и на покупку долей других энергокомпаний. “Норникель” имеет полное право это сделать, ведь он выложил за акции ОГК-3 очень серьезные деньги, рассуждает аналитик “Атона” Сергей Аринин. Наивно полагать, что РАО ЕЭС сможет проконтролировать выполнение всей инвестпрограммы ОГК-3, которая рассчитана до 2011 г. Ведь само РАО должно исчезнуть уже в 2008 г., говорит аналитик.

В начале года “Норникель” объявил, что создаст для своих акционеров новый энергохолдинг стоимостью почти $7 млрд, куда передаст большую часть энергоактивов. А в марте гендиректор “Норникеля” Денис Морозов заметил, что ОГК-3 может стать центром консолидации будущего энергохолдинга. Ведь “Норникель” готовится объявить оферту на выкуп долей миноритариев ОГК-3 и получить безоговорочный контроль в генкомпании.