86 экстремистов за год


Вчера в Москве председатели судов стран – членов ШОС договорились обмениваться результатами анализа судебной практики, а также идеями по совершенствованию законодательства в области борьбы с экстремизмом и наркоторговлей. Председатель ВС Вячеслав Лебедев не исключает, что в результате такой работы ВС выступит с новыми законодательными инициативами в этой сфере.

Пока дела об экстремизме занимают в общей массе незначительное место, сообщил на совещании зампред ВС Петр Серков. Но рост идет: в 2006 г. за экстремистские преступления осудили 86 человек – на 19 больше, чем в предыдущем. Зато число случаев, когда за правонарушения экстремистского характера привлекали к административной ответственности, резко сократилось – с 260 до 32. Экстремистскую подоплеку намного сложнее выявлять в делах о хулиганстве: мотивы “социально дезориентированной молодежи” часто не афишируются, посетовал судья.

О росте преступлений экстремистской направленности (в этот разряд попадают публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждение расовой или религиозной ненависти, организация или участие в деятельности экстремистского сообщества) свидетельствует и официальная статистика МВД. В 2006 г. их было зарегистрировано 263, на 73% больше, чем в предыдущем. Но о неотвратимости наказания говорить не приходится, констатирует директор московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод. “Правоохранительные органы реагируют на проявления экстремизма вяло и неумело”, – отмечает он. По данным МБПЧ, радикальные движения заметно увеличили свою активность, но это не проблема отсутствия законодательной базы, она-то как раз постоянно усиливается.

России, как члену Совета Европы, сложно будет позаимствовать что-то из опыта борьбы с экстремизмом азиатских соседей. Например, китайское законодательство предусматривает широкое применение смертной казни за антигосударственные преступления, напоминает Леонид Гудошников из Института стран Дальнего Востока РАН, а в Европе не казнят.