Четыре реформы


“Когда [в экономике страны] все хорошо, [чиновникам] ничего не хочется делать, – рассказывал Петр Авен в среду вечером на лекции в Высшей школе экономики. – Реформы начнутся, лишь когда появятся экономические сложности, а сложности появятся скоро”. Доклад Авена называется “Российские экономические успехи: благодаря или вопреки действиям власти”, его более подробную версию в конце апреля услышат участники Российского экономического форума в Лондоне.

В последние годы российский ВВП, стабфонд и золотовалютные резервы быстро росли, а инфляция и госдолг снижались, начал Авен. Доходы населения с 2000 г. ежегодно увеличивались в среднем на 10%, “это одна из самых высоких цифр в мире”, за 15 лет количество легковых автомобилей утроилось, студентов за 10 лет – удвоилось. Каждый 15-й житель России ежегодно отдыхает за рубежом, а многие и не по одному разу, заметил Авен.

Но главным фактором экономического роста была дорожающая нефть, а быстрее всего в результате рос импорт, говорит Авен. А сейчас нефть по-прежнему дорога, но скорость роста ВВП не увеличивается. Видит Авен и негативные тенденции. Доля частных компаний в добыче нефти за два года уменьшилась с 83% до 55%. Растет занятость в госсекторе, госаппарат уже больше, чем в СССР. Бюджетные расходы большие, “но мы тратим деньги не на то”, убежден Авен. “В первую очередь надо тратить бюджетные деньги на образование и здравоохранение. У нас на это идет только 5,9% ВВП, а в Чехии – 11,3%”, – говорит он. Государство должно поддерживать фундаментальную науку, а бизнесу, по его мнению, “главное – не мешать”. “Особые экономические зоны, венчурный фонд – все это я не поддерживаю, это просто способ для воровства”, – заметил он.

Подстегнуть рост экономики Авен предлагает за счет четырех реформ – пенсионной, либерализации условий работы для малого бизнеса, естественных монополий и банковской. Пока успешнее других идет последняя: с 2000 по 2006 г. доля инвестиций, профинансированных за счет кредитов, выросла с 3% до 9%. На рынке потребительского кредитования бум, выросли активы банков, фондовый рынок России опережает рост рынков Бразилии, Индии и Китая, радуется банкир. Началась наконец и давно назревшая реформа естественных монополий: в энергетике надо менять 56% мощностей, энергоэффективность экономики очень низка, перекрестное субсидирование достигает 3,5% ВВП, что замедляет рост ВВП на 2% ежегодно.

Хуже дело с либерализацией. Стартовые возможности для открытия бизнеса очень низки, а помехи высоки. Государство должно снизить административные барьеры для малого и среднего бизнеса (сейчас их доля в ВВП лишь 10%). Совсем плохо дело с пенсионной реформой, говорит Авен: “Россия продолжает жить в условиях социализма, когда пенсии людям платит государство”, а в частные пенсионные фонды (ПФ) самостоятельно переводят деньги только 2% будущих пенсионеров. А вот в Казахстане в частных ПФ – сумма, эквивалентная уже 10% ВВП. “Если реформу не довести до конца, ситуация станет взрывоопасной”, – прогнозирует банкир. Надо создать систему гарантий для клиентов частных ПФ, чтобы их деньги не разворовали, и “активно пропагандировать” фонды, полагает Авен.

О необходимости четырех реформ Авен регулярно твердит с 1999 г. Угрозы, стоявшие перед страной семь лет назад, актуальны и сейчас, полагает он.

Называемые Авеном проблемы давно находятся в “повестке дня”, говорит Кирилл Тремасов из Банка Москвы. Но это “общие слова, нейтральные заявления – на них вряд ли кто-то обратит пристальное внимание”, полагает Тремасов. Идеи Авена не революционны – они чуть не каждый день обсуждаются президентом и правительством, говорит старший экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров.

Хуже всего дело действительно с пенсионной реформой, согласен экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Это один из главных долгосрочных вызовов, давление пенсионных обязательств на бюджет будет усиливаться, говорит он. А вот в сфере малого и среднего бизнеса все не так плохо, считает Лисоволик. В России, например, легче зарегистрировать компанию, чем в Бразилии, Индии или Китае.