Монополии пришли


Высоких российских чиновников тепло встречают в странах СНГ и регионах. Одни – по привычке, другие – надеясь на финансовую помощь. Но Пакистан переплюнул всех: Исламабад пестрит российскими флагами, портретами Фрадкова и лозунгами с приветствиями по поводу “исторического визита”. Последний раз сюда приезжал в конце 1960-х гг. премьер Алексей Косыгин.

Премьер Пакистана Шавкат Азиз был так рад видеть Фрадкова, что не выпускал его из зала заседаний больше трех часов. Потом Фрадков еще два часа просидел на деловом завтраке с пакистанскими бизнесменами. На втором блюде разговор иссяк. “Продолжайте, у нас еще есть десерт”, – подгонял министр приватизации и инвестиций Пакистана Захид Хамид, но все молча доедали.

Пока российских проектов в Пакистане немного. Газохимическая корпорация “Азот” вложит около $1 млрд в строительство завода азотных удобрений и в реконструкцию трех других заводов (см. статью на стр. Б2). А “Камаз” уже начал сборку своих грузовиков с правым рулем. Пока готово 20, но до конца года мощность линии может вырасти до 4000 машин в год, отметил гендиректор Внешней торговой компании “Камаз” Евгений Пронин. Пакистанцам нравятся “Камазы”, но по дизайну они могут проиграть местной продукции: все грузовики и маршрутки в Исламабаде раскрашены витиеватыми узорами и похожи на передвижные цирки.

Теперь в Пакистан пришли и российские монополии. РАО ЕЭС готово построить в Пакистане линию электропередачи, сообщил гендиректор “Интер РАО ЕЭС” (российский оператор экспорта-импорта электроэнергии) Евгений Дод. Поставки можно будет осуществлять из Центральной Азии (Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Узбекистан), где РАО ЕЭС строит гидроэлектростанции. Предполагается, что их мощности “будут избыточными и [энергию] можно будет экспортировать”.

“Газпром” предлагает Пакистану разработать генеральную схему развития газовой промышленности, заявил зампред правления “Газпрома” Александр Ананенков. Эта схема позволила бы оптимизировать способы производства и поставок газа, говорит Ананенков. Потребности Пакистана в газе уже к 2010 г. возрастут с 30 млрд до 44 млрд кубометров газа, рассчитал он. “Газпром” готов участвовать и в проекте строительства газопровода Иран – Пакистан – Индия, который давно спроектирован, но не строится из-за политических разногласий стран-соседей. Участие “Газпрома” возможно и в проектах производства сжиженного природного газа на малых установках.

“Российские железные дороги” займутся в Пакистане строительством новых железных дорог, сказал вице-президент Алексей Мерсиянов. Новую дорогу планируется строить в направлении Ирана. Хотела бы РЖД участвовать в реконструкции существующих дорог, их электрификации и ремонте путей. РЖД уже участвует в тендере на поставку в Пакистан систем сигнализации железных дорог, а скоро будут готовы предложения и по модернизации мостового хозяйства железных дорог. Азиз подтвердил, что есть большие возможности для взаимодействия двух стран в области железнодорожного транспорта.

Собирается Пакистан сотрудничать с Россией и в области разведки и добычи нефти, угля и других полезных ископаемых, отметил Азиз.