ПРАВИЛА ИГРЫ: Разговор несогласных


В прошлый понедельник в Москве в Доме журналистов был круглый стол, устроенный правозащитником Львом Пономаревым. Правозащитники говорили о том, как пагубно для общества и государства запрещать Марш несогласных. Выступали Гарри Каспаров, Владимир Рыжков, Сергей Удальцов из “Авангарда красной молодежи” и Александр Аверин, который представляется теперь частным лицом, потому что экстремизмом было бы говорить, что он пресс-секретарь НБП. Аверин говорил, что организаторы марша первыми подали заявку митинговать завтра на Пушкинской площади, но выяснилось вдруг, что место уже занято и там разрешено митинговать то ли “Молодой гвардии”, то ли “Нашим”, то ли тем и другим вместе, лишь бы не осталось и пяди свободного асфальта для Марша несогласных.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева взволнованно спрашивала молодых людей:

– Ну и что же вы? Пойдете?

Удальцов и Аверин мрачно кивали, что, дескать, пойдут обязательно.

– Но ведь и “Молодая гвардия” пойдет, – беспокоилась Алексеева. – Могут быть столкновения.

Тем временем в средствах массовой информации о возможных столкновениях беспокоился также и глава “Фонда эффективной политики” Глеб Павловский. Глупо говорить, что Алексеева искренне хотела бы, чтобы столкновений не было, а Павловский спекулирует на возможности столкновений – это мое личное мнение. Объективно обеспокоенность Алексеевой и Павловского отличаются только тем, что Алексеева ждет провокаций от “Молодой гвардии”, а Павловский – от АКМ и частных лиц, про которых нельзя теперь говорить, что они НБП.

Но оба ждут столкновений.

А я приехал с Украины. Там парламентский кризис. Там десятки тысяч человек на площади. Противостояние там устроено так, что на площади Леси Украинки перед зданием ЦИК рядом стоят палатки гражданской партии “Пора”, выступающей за роспуск Рады, и палатки Партии регионов, выступающей против роспуска. Я видел, как говорили попеременно в один мегафон глава ивано-франковской организации “Поры” Руслан Коцаба и харьковский депутат от Партии регионов Вячеслав Золотовский. Сначала выступающие сошлись на том, что оба против провокаций и против конфронтации. Золотовский даже цитировал Вольтера, говорил, что мнение Коцабы ему отвратительно, но он, как и Вольтер, готов умереть за то, чтобы Коцаба имел возможность свое мнение высказать.

– Разве есть разница между олигархами? – высказывал активист “Поры” свое мнение. – Какая разница между Порошенко, Тимошенко и Ахметовым?

Толпа, равно сине-белые и оранжевые, одобрительно гудела, а Золотовский отвечал:

– Есть разница. Есть национально ориентированные олигархи, а есть олигархи, которые вывозят деньги за бугор. Лучше вы мне скажите, подчинитесь вы решению Конституционного суда, если оно будет не в вашу пользу?

– Подчинимся, – обещал Коцаба, – но используем свое конституционное право выражать несогласие на улицах.

Вам кажется смешным, что они разговаривали? Почему вам кажется смешным, когда несогласные друг с другом люди разговаривают, а не дерутся?