Как подарить $3 млрд


Источник, знакомый с позициями истцов и ответчиков, полагает, что на самом деле акции хозяев не меняли. Согласен с этим аналитик ИК “Брокеркредитсервис” Максим Шеин. “Было бы странно, если бы активы стоимостью $3 млрд передали каким-то сторонним инвесторам”, – отмечает он. “Признать эти сделки совершенными одной группой лиц нельзя потому, что благотворительные фонды как некоммерческие организации не могут считаться аффилированными с учредителями”, – разъясняет Андрей Корельский из адвокатского бюро “Вегас-Лекс”. Но суд, по его мнению, может не принять этого во внимание, особенно после того, как крайне редко применяемая ст. 169 недавно сработала в деле о контракте PricewaterhouseCoopers с ЮКОСом.

В 2006 г. ООО “Башкирский капитал”, владевшее контрольными пакетами “Башнефти”, четырех заводов и “Башкирнефтепродукта”, безвозмездно передало их четырем благотворительным фондам – “Урал”, “Агидель”, “Инзер” и “Юрюзань”, которые тут же учредили одноименные ООО с приставкой “инвест” и вложили в них все акции.

Сейчас в арбитражном суде Москвы рассматриваются четыре иска Межрегиональной налоговой инспекции № 1 по крупнейшим налогоплательщикам к “Башкирскому капиталу”, благотворительным фондам и их “дочкам”. Налоговики считают, что сделки совершались под контролем одной группы лиц. Ст. 169 ГК РФ предусматривает обращение в доход государства всего имущества, полученного в результате таких сделок. В качестве ответчиков привлечены также ФАС и Росимущество, которых обвиняют в бездействии.

Доказать это будет непросто. ФАС установила, что фонды, которые получили акции башкирского ТЭКа, не аффилированы между собой, как и инвесткомпании, у которых акции находятся сейчас, рассказал “Ведомостям” сотрудник ФАС. А объемы сделок недостаточны, чтобы подпадать под контроль службы, поэтому ФАС не могла повлиять на сделки и намерена ходатайствовать перед судом о выделении ее дела в отдельное производство, сказал чиновник. Если бы то же самое сделало Роcимущество и ходатайства были бы удовлетворены, все четыре дела подлежали бы рассмотрению в Башкирии, чего добивалась башкирская сторона. Но Росимущество такого ходатайства подавать не будет, утверждает его сотрудник.