Как поработали инвестбанкиры


Главными IPO после “Роснефти” стали размещения ТМК, “Северстали” и “Комстара” – примерно на $1 млрд каждое. “Роснефть”, “Северсталь” и “Комстар” вошли в пятерку крупнейших международных IPO в Лондоне, отмечается в обзоре PwC. По $300–430 млн привлекли “Система-галс”, СТС Media, “Магнит”, шахта “Распадская”. Больше всего крупных сделок на счету Deutsche Bank – по данным Dealogic, он участвовал в шести из 10 крупнейших IPO (см. таблицу), а всего в сделках ECM на $2,14 млрд. Исходя из 2%-ной комиссии это принесло ему $43 млн.

В прошлом году, по данным Dealogic, более 80% объема рынка пришлось на сделки с участием только российских компаний. Теперь инвестбанкиры ожидают роста доли трансграничных сделок, причем все чаще это будут покупки российскими компаниями зарубежных. Например, “Аэрофлот” претендует на долю в Alitalia.

Инвестбанки настолько беспокоятся за свои позиции в league tables, что даже нанимают сотрудников, в обязанности которых входит отправлять составителям рэнкингов данные о новых сделках и следить за тем, чтобы они посчитали все правильно. Специфика российских клиентов в том, что они хотят работать только с лидерами рынка в каждом сегменте, объясняет президент Deutsche UFG Илья Щербович.

“Мы делили апельсин”

Наибольшим авторитетом пользуются рэнкинги Dealogic и Thomson Financial. Они ранжируют инвестбанки по объему организованных ими сделок. Для разного типа сделок – M&A, IPO, всех сделок с акционерным капиталом (ECM – IPO, прочие размещения допэмиссий и сделки с конвертируемыми бумагами) и др. – агентства составляют отдельные таблицы.

Если сделку консультировали несколько банков, объем сделки делится между ними поровну. Из-за этого в прошлом году верхние строки рэнкинга по IPO и ECM заняли букранеры $10,6-миллиардного размещения “Роснефти” – ABN Amro, Dresdner Kleinwort, J.P. Morgan и Morgan Stanley (см. таблицы 1, 2) с результатом около $2,5 млрд (Dealogic – $2,476 млрд, Thomson – $2,664 млрд). Разница объясняется тем, что Dealogic не учитывал “народное” IPO. Это особый случай.

Остальным, конечно, обидно, особенно учитывая, что ABN Amro и J.P. Morgan в 2006 г. больше не сделали ни одной сделки.

В погоне за лидерством инвестбанки стараются любой ценой поучаствовать в крупных сделках. Некоторые даже готовы работать почти бесплатно. В этом году Credit Suisse и J.P. Morgan организовали размещение Сбербанка на 230 млрд руб. за символические деньги – по словам двух источников, знакомых с ходом размещения, менее 250 млн руб. (0,08% от объема сделки). Были, по их словам, претенденты, готовые работать бесплатно. А “Ренессанс Капитал”, согласно проспекту эмиссии ВТБ, и вовсе взялся провести российскую часть IPO за $25 000.

Впрочем, разные методики Dealogic и Thomson позволяют почти каждому серьезному игроку найти среди множества league tables ту, в которой он является лидером, в крайнем случае – период, когда он был лидером, и сообщать об этом в презентациях. Чтобы подчеркнуть свои достижения, можно рассматривать число всех заключенных сделок или из нескольких, например, десять самых крупных.

Thomson отбирает сделки предельно консервативно: например, считает российскими только компании, зарегистрированные в РФ. Подход Dealogic более гибкий: она относит к российским все компании с активами в России. Поэтому в ее рэнкинг попала, например, покупка британской Millhouse Capital кипрской компании Lanebrook – попросту говоря, приобретение Романом Абрамовичем доли в “Евразе”. “Признала” Dealogic и размещение на рынке альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской биржи принадлежащей израильским бизнесменам кипрской компании Mirland Development, ведь ее активы – 1,2 млн кв. м недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. В отличие от Thomson, Dealogic считает IPO размещения компаний на международной бирже, даже если до этого их акции торговались на локальной (например, “Северсталь”).

Распродажа

Больше всего доходов банкам приносят IPO. По данным инвестбанкиров, средняя комиссия за организацию размещения – 2–2,5% против 1–1,5% за консультации по M&A, не более 0,75% по долговым сделкам.

Казалось бы, благодаря высокой конкуренции услуги банков должны становиться все лучше и лучше, однако есть и обратная сторона медали. Из 21 российской компании, прошедшей листинг на LSE в 2005–2006 гг., семь на прошлой неделе торговались ниже цены размещения. Руководитель российской “дочки” глобального инвестбанка связывает это с недостаточной требовательностью банков к своим клиентам – к качеству бумаг, которые они размещают. “Компания еще недостаточно прозрачна, не развито корпоративное управление, а ее уже спешат вывести на IPO”, – сетует он, добавляя, что несколько раз отказывался от мандатов, обнаружив, что эмитент недостаточно качественный. “Конкуренты подхватывали и все равно выводили их на биржу”, – негодует он.

Morgan Stanley и “Тройка Диалог” в последний момент отказались от участия в IPO “Черкизово”, посчитав, что компания оценила себя слишком дорого. В итоге размещение прошло успешно, но спустя почти год бумаги компании торгуются на 9% ниже цены размещения. Двумя месяцами ранее Morgan Stanley разместил GDR медиакомпании Trader Media East: вскоре они подешевели на треть, а сейчас торгуются на 23% ниже цены размещения. Это еще не худший результат. Капитализация Amtel-Vredestein сейчас примерно на 60% ниже, чем при размещении прошлым летом. Лучший результат из тех, кто размещался в 2005–2006 гг., у Rambler media (+370%) и “Новатэка” (+240%).

Охватившая российских бизнесменов мода на IPO подтолкнула многие российские банки создавать инвестиционное направление. Первые организованные ими IPO ожидаются в этом году. В 2006 г. было лишь два заметных российских игрока – “Ренессанс Капитал” и “Тройка Диалог”. Наметилась тенденция, когда компании выбирают в качестве организатора российской части размещения местный банк, а иностранной – глобальный, отмечает руководитель инвестбанковского управления “Тройки Диалог” Дмитрий Кушаев, надеясь, что она продолжится.

Раздел имущества

Крупнейшей сделкой, отнесенной к слияниям и поглощениям (M&A), стало выделение из “Норникеля” компании “Полюс”. Ее Thomson оценил в $12,86 млрд – такой была капитализация золотодобывающей компании в день выхода ее акций на биржу. Сделку консультировал Deutsche Bank, что во многом способствовало его первенству по объему сделок M&A. Он стал лидером и по числу сделок, поучаствовав в трех из 10 крупнейших (см. объединенный рэнкинг Thomson и Dealogic). По два мандата на сделки из первой десятки получили J.P. Morgan и Credit Suisse.

В каждой третьей сделке M&A компания покупалась целиком, отмечают в обзоре по итогам года аналитики Mergers.ru, в стоимостном выражении на них пришлось 22%. Больше всего денег (44%) заплатили за нефтегазовые и металлургические компании. А по числу сделок лидируют компании сферы услуг и торговли (18%), пищевой промышленности – 14%. В этом году, по мнению президента Deutsche UFG Ильи Щербовича, больше всего слияний и поглощений можно ожидать в нефтегазовом, энергетическом, телекоммуникационном, финансовом секторах и в ритейле. Руководитель инвестиционного банка J.P. Morgan в России Наташа Цуканова ожидает в этом году большой активности в электроэнергетике, ритейле, недвижимости и банковском секторе, останется высокой и активность нефтегазовых компаний.

Золотые дни

Три-четыре года назад на первом месте в структуре доходов банков стояли сделки по привлечению долгового финансирования – они приносили 70–80% комиссионных, вспоминает Щербович. Однако пару лет назад ситуация начала меняться, и теперь все больше доходов инвестбанкам приносят IPO и M&A.

Для инвестбанков наступило золотое время. “За I квартал инвестиционно-банковское подразделение принесло доходы, сопоставимые со всем 2006 годом, – потирает руки Щербович. – Мы находимся на историческом максимуме бизнес-активности. Сотрудники не успевают переваривать весь объем сделок, все подразделения загружены”. “Российский офис – единственный из офисов Morgan Stanley, где пока нет ограничений по количеству нанимаемого персонала: в других странах на нем экономят, считая эффективность на каждого сотрудника, а в России работа найдется для всех”, – говорит председатель правления “Морган Стенли Банк” Райр Симонян.

Но конкуренция усиливается, и банкиры задумались, на чем зарабатывать через несколько лет.

Нужно предугадывать желания клиентов, говорит Щербович: “Еще в UFG мы сформировали команду для организации сделок ECM, когда их почти никто не делал. Изучали законодательство, вырабатывали технологии размещения и в нужный момент взялись за дело, поэтому и стали лидерами”. Цуканова видит новые источники доходов для инвестбанков: “Если в последние годы важными были IPO, то в дальнейшем мы ожидаем увеличения доли частных размещений, конвертируемых и гибридных инструментов и более сложных структурированных долговых продуктов”.

“Слоновьих” сделок, на которых банки могли заработать сразу и много, будет все меньше, предупреждает Симонян. Зато станет больше IPO средних компаний.

Главное в инвестбанковском бизнесе – это команда, все почти зависит от ее компетентности и размера, уверены Симонян и председатель правления российского Credit Suisse Диана Гиндин. У J.P. Morgan в России около 20 инвестбанкиров (всего – более 80 сотрудников), у Morgan Stanley – порядка 30 (100), у Credit Suisse – 12 (150), у Deutsche UFG – 70 (450). Но им далеко до “Ренессанс Капитала” – 140 человек в инвестбанковском подразделении, а всего более 800.

Не всех их наняли для работы в России. “Ренессанс” в последнее время все больше смотрит на СНГ и дальнее зарубежье. “Россия остается основным рынком, однако мы очень активно работаем на Украине и в Казахстане, в Швейцарии, Лондоне и Нью-Йорке, а также в Африке”, – рассказывает зампред правления банка Боб Форесман. Щербович и топ-менеджер другой “дочки” западного инвестбанка не видят особых перспектив в СНГ. “Надеюсь, глобальные банки еще несколько лет будут так думать, – парирует Форесман. – Мы очень хорошо себя чувствуем на Украине и в Казахстане, там есть компании мирового масштаба, которые занимаются природными ресурсами. Мы видим в этих странах много возможностей для заработка”.

Deutsche Bank и Morgan Stanley начали инвестировать в недвижимость. Возможно, на этот рынок выйдет и Credit Suisse, говорит Гиндин. Deutsche Bank хочет работать с фондами прямых инвестиций, которым он может помочь в покупке и продаже активов, делится планами Щербович. Поправки в Гражданский кодекс, давшие исковую защиту договорам пари, дают большие надежды на бизнес по торговле деривативами, говорит Симонян. По его мнению, сложные структурные продукты могут быть не менее доходными, чем IPO. Morgan Stanley планирует секьюритизировать и продавать на Западе ипотечные кредиты – в первую очередь дочернего Городского ипотечного банка. А “Ренессанс”, по словам Форесмана, собирается консультировать сделки по финансированию крупных инфраструктурных проектов – портов, дорог и электростанций.