ОРИЕНТИРЫ: Как избежать скандалов


Казалось, москвичи должны радоваться переезду в современные дома. Тем не менее в ряде районов переселение сопровождалось скандалами между жильцами пятиэтажек и местными властями. Недовольство жильцов чаще всего вызвано отнюдь не желанием урвать себе дополнительные квадратные метры за счет города – как любят говорить чиновники – и не недоделками в новостройках. Для обычной семьи, к тому же обремененной детьми, сам по себе переезд означает ряд неудобств.

В еще более сложном положении оказываются жильцы, история которых похожа на мытарства обитателей нескольких домов по пр-ду Дежнева в Южном Медведкове. Префектура и местные власти более трех лет обещают им переселение в новые дома (переписка жильцов с различными инстанциями имеется в распоряжении редакции). Из-за отложенного сноса обитатели злополучных домов оказались между небом и землей. Они в течение нескольких месяцев вынуждены были едва ли не круглосуточно терпеть неудобства от идущей полным ходом в 20 м стройки. Строители удивлялись недовольству аборигенов – по их словам, на плане эти дома значились уже снесенными. А люди обнаруживали трещины в стенах своих квартир от вибрации, просыпались ночью от шума, несмотря на двойные стеклопакеты, мучились от бьющего по глазам света прожектора башенного крана.

Чиновники бодро уверяли общественность, что никаких нарушений и тем более угрозы их жизни и здоровью нет. Тем временем коммунальные службы не торопятся выполнять заявки жильцов на ремонт или реконструировать электросеть, не выдерживающую нагрузок (однажды свет отключился прямо в новогоднюю ночь, 31 декабря), – дом ведь все равно снесут. В управе жильцам ответили: “На электроснабжение дома в 1964 г. было выделено 30 кВт”, намекнув, что увеличивать мощность в расчете на новую бытовую технику не намерены.

Дело не только в моральных, но и в прямых материальных потерях. Те из жильцов, кто понадеялся на власти и не стал решать вопрос о переезде самостоятельно или при помощи ипотеки, за время, пока дом “значился в списках” на реконструкцию, понесли значительные убытки. Цены на столичные квадратные метры за истекшие с первой обещанной чиновниками даты сноса выросли в несколько раз, а накопленные деньги обесценились.

Случай в Южном Медведкове не уникальный: по данным Комитета защиты москвичей, уже не один год живут на чемоданах жильцы некоторых кварталов в Очакове. По закону такие ситуации возникать не должны – перед строительством и реконструкцией в каждом микрорайоне обязательны общественные слушания, на которых строители и инвесторы обсуждают свои планы с местными жителями. На практике, как правило, последних ставят перед фактом – готовым планом строительства с графиком финансирования, в которые невозможно внести изменения.

Смягчить ситуацию при реконструкции кварталов могут поправки в столичные градостроительные законы, которые обяжут строителей и местные власти обсуждать с жильцами свои замыслы не после их утверждения, а в ходе разработки, когда план строительства еще можно изменить. Недавно в Мосгордуме за принятие таких поправок высказались все: и рядовые москвичи, и депутаты, и чиновники, и строители.

Голос жителей при обсуждении градостроительных планов может превратиться из совещательного в решающий. Важно, чтобы так было не только на словах и на бумаге, но и в действительности. Иначе убытки строителей от акций протеста недовольных жильцов могут превысить их прибыли от реализации построенных квартир.