Пивной бунт


Утром 13 апреля рабочие “Пивоварни Хейнекен” начали “итальянскую забастовку”, заявил председатель заводского профкома Валерий Соколов. По его словам, первыми отказались работать на неисправной технике водители автопогрузчиков, которые отогнали почти все машины в ремонтную зону. Работали строго по правилам в течение пятницы и рабочие на разливочных линиях. Администрация в ответ перевела сотрудников со склада готовой продукции и цеховых менеджеров среднего звена, которые сели за рули погрузчиков, но избежать сокращений производства и отгрузки все равно не смогла. Соколов утверждает, что рабочие будут работать по всем правилам до тех пор, пока менеджмент предприятия не пойдет на переговоры с профсоюзом. В пятницу представители менеджмента не стали говорить с рабочими.

Профсоюз завода выдвинул свои требования к администрации 6 апреля. Рабочие хотят повышения окладов на 30%, а также доплаты для сотрудников вредных производств в 8–10%. На удовлетворение требований было дано пять рабочих дней.

Директор по связям с общественностью Heineken в России Анна Мелешина утверждает, что менеджмент не получал никаких уведомлений о начале забастовки. “Предприятие работает в обычном плановом режиме, все погрузочные работы также идут в соответствии с графиком”, – говорит Мелешина. Около недели назад руководство компании действительно получило требования профсоюза, ответ на которые намерено дать в установленный законом срок – один месяц. “Требования профсоюза выглядят несколько странно, учитывая, что на май намечен плановый пересмотр зарплат, который проводится компанией каждый год”, – добавляет Мелешина.

Партнер юридической компании “Дювернуа Лигал” Игорь Гущев отмечает, что конфликт профсоюза и менеджмента отчасти связан с разной трактовкой Трудового кодекса. “Менеджмент не обязан отвечать на требования в течение трех дней, если сотрудники не провели общего собрания и не предъявили требования напрямую руководству”, – говорит партнер “Дювернуа Лигал” Егор Носков. Пивоваренный бизнес имеет высокую рентабельность. “На примере “Балтики” мы видим, что рентабельность может составлять до 40% и предприятия в этом секторе обладают ресурсом для повышения оплаты труда сотрудников”, – полагает аналитик инвестбанка “КИТ Финанс” Максим Саенков. “Пока опыт профсоюзов на прочих петербургских предприятиях показывает, что рабочие в итоге добиваются выполнения поставленных условий. Кадровая политика Heineken – ее внутреннее дело, но не думаю, что в интересах компании было бы идти на обострение конфликта”, – говорит Саенков.