Подлодка на полвека


“Подписывать эту бумагу гораздо приятнее, чем некоторые международные договоры”, – заметил первый вице-премьер Сергей Иванов, ставя в воскресенье автограф на акте о приемке во время процедуры вывода из 55-го цеха ФГУП “Севмаш” первой российской подлодки четвертого поколения. Ходовые испытания лодки, экипаж которой состоит только из офицеров и мичманов, могут начаться уже в этом году, но пока не готов ее “главный калибр”. Из пяти испытаний межконтинентальной ракеты “Булава” три последних были неудачными, летом пройдет еще одно и в любом случае, говорит источник в Минобороны, при должном финансировании через 3–4 года ракета может быть доиспытана. В госпрограмме вооружений до 2015 г. учтено строительство четырех однотипных с “Долгоруким” лодок 955-го проекта, три из которых уже делает “Севмаш”.

Спуск на воду “Долгорукого” – большое достижение, это первая серьезная программа в кораблестроении за все постсоветское время, говорит военно-морской эксперт Михаил Барабанов, другое дело, что выбрана не самая оптимальная программа. СССР построил 91 ПЛАРБ против 59 у США, и более целесообразной для России была модернизация новейших лодок. Однако с середины 90-х Россия втянулась в дорогостоящую программу строительства “Бореев” и ракет “Булава” к ним – только одна программа “Булавы” к 2004 г. поглотила 14 млрд руб., а на остальной флот денег не остается, сетует Барабанов.

“Булава” с ее возможностями по преодолению ПРО может стать основой стратегической стабильности для России примерно до середины XXI в., считает ее разработчик – гендиректор МИТ Юрий Соломонов. С учетом модернизации это вполне реальные сроки, полагает эксперт Центра проблем разоружения Евгений Мясников, да и сами подлодки при должном подходе могут служить около трех десятилетий.