Услада впрок


В прошлом году в срочной секции биржи РТС начались торги фьючерсами на нефть марки Urals и золото. А в феврале этого года – поставочными фьючерсами на дизельное топливо. В пятницу по этому инструменту завершилась первая поставка – на 800 т, что составляет 60% всех открытых за время обращения контракта позиций, рассказал “Ведомостям” первый вице-президент РТС Роман Горюнов. Исполнение контракта происходило на ЛПДС “Володарская” “Мостранснефтепродукта” в Подмосковье, в нем участвовали три нефтетрейдинговые компании и инвесткомпания “Открытие”. За время обращения апрельского фьючерса на дизтопливо, с 20 февраля по 30 марта, его стоимость выросла с 13 300 руб. до 14 200 руб. за тонну – вместе с ростом цен на самом рынке нефтепродуктов. В результате покупатели апрельских фьючерсов на дизель смогли обеспечить закупку топлива по ценам ниже тех, которые сейчас на рынке, и заработать. “На наших клиентов пришлась половина всей поставки, – рассказывает исполнительный директор “Открытия” Евгений Данкевич. – Дизтопливо было куплено по 14 200 руб., а сейчас оно стоит уже 15 200 руб. за тонну”. С учетом дополнительных расходов, в том числе на хранение топлива, выгода от сделки составляет порядка 5%, прикидывает Данкевич.

Следующим контрактом по планам РТС должен стать поставочный фьючерс на белый сахар. Этот контракт начнет торговаться в мае – июне, рассказывает Горюнов. Объем контракта составит пять тонн, за его основу взята продукция заводов Краснодарского края на условиях “франко-вагон”, т. е. с поставкой на указанную железнодорожную станцию. На РТС надеются, что контрактом заинтересуются компании пищевой промышленности, которые занимаются закупкой, переработкой и продажей сахара, а также спекулянты.

Директор Национальной товарной биржи (входит в группу ММВБ) Сергей Наумов считает, что новый инструмент РТС будет востребован – объем хороший, товар стандартизированный, волатильность достаточная (цены колеблются от $500 до $900 за тонну), участников рынка много, и они смогут хеджировать свои риски. Фьючерс на сахар Данкевич собирается предлагать клиентам “Открытия” – была бы ликвидность: “Этот инструмент нужен реальному сектору для того, чтобы сбросить ценовые риски, – купил фьючерс, включил цену в бюджет и забыл”.

Этот контракт может быть интересен участникам сахарного рынка, он позволит заранее фиксировать цены, считает Глеб Тихомиров, финансовый директор российского подразделения французского Sucden – одного из крупнейших сахарных трейдеров в мире. По крайней мере, Sucden собирается пользоваться этой возможностью, уверяет Тихомиров.

Объем рынка сахара не тот, участников мало – ликвидность не обеспечить, сомневается в проекте РТС гендиректор “Русагро-Сахар” Алексей Князев. По его словам, крупные российские участники покупают фьючерсы на сахар-сырец на бирже NYBOT, где проходят основные мировые торги им. И чтобы они пришли на РТС, спекулятивные игроки должны создать ликвидность. Горюнов уверен, что РТС сможет составить конкуренцию NYBOT, – сейчас производство сахара в меньшей степени зависит от внешних цен: пять лет назад при производстве сахара доля внутреннего сырья была не более 20%, а сейчас она превышает 50%.

В дальнейших планах РТС запуск поставочных фьючерсов на мазут и бензин, спецификация которых будет готова в ближайшие два месяца.