За счет заемщиков


Вся премия РСС приходится на кредитные продукты, а сборы универсальных страховщиков по таким программам – капля в море их совокупной премии. Так, группа “Ренессанс Страхование” в 2006 г. собрала порядка $7 млн по страхованию жизни и здоровья заемщиков по различным кредитам, рассказала заместитель гендиректора компании Сирма Готовац. Общие премии группы составили, по данным Росстрахнадзора, $230 млн. Сборы “Уралсиба” по страхованию жизни при ипотечном кредитовании – 8% от общей суммы взносов, т. е. около $22 млн, сообщил представитель страховщика. “Согласие” по аналогичным программам, по словам главного специалиста отдела страхования банковских и ипотечных программ компании Александра Мельникова, получило порядка $5 млн (общая премия компании – $400 млн). А компании “Ингосстрах-Жизнь” заемщики принесли в 2006 г. почти четверть премии – чуть более $400 000, говорит начальник управления “Ингосстраха” Александр Дроздов.

Вся премия РСС по страхованию жизни – сборы по страхованию заемщиков банка “Русский стандарт” – это не долгосрочные договоры, признает гендиректор РСС Николай Клековкин. Остальные 2 млрд руб. сборов также пришлись в 2006 г. на кредитные продукты – страхование заемщиков от несчастного случая, говорит Клековкин.

По его словам, основная клиентская база РСС – заемщики “Русского стандарта”, решившие взять потребительский кредит. В прошлом году компания выплатила по страховым случаям всего 4 млн руб. (уровень выплат – 0,2%). “У нас много выплат, просто суммы небольшие, а также высокие расходы на ведение дел”, – отмечет Клековкин. Насколько прибылен бизнес РСС и каковы расходы компании, он уточнить отказался. Один из страховщиков на условиях анонимности оценивает рентабельность операций РСС в 20–25%. “Это очень высокий показатель – например, рентабельностью по автострахованию в несколько процентов можно вполне быть довольным”, – говорит он.

Обилие мелких договоров делает затраты компании выше средних по рынку, соглашаются страховщики. Однако оценить их количественно никто не взялся.

Банк Рустама Тарико – один из лидеров по объему кредитов населению. По данным “Интерфакс-ЦЭА”, в 2006 г. он ссудил физлицам 160,6 млрд руб., уступив лишь Сбербанку (694,7 млрд руб.).

“Клиент банка понимает необходимость страхования своей жизни, ведь если с ним что-то случится, семье не придется беспокоиться о возврате денег”, – объясняет Клековкин. Сколько РСС собрала по страхованию жизни заемщиков потребкредитов, страховщик не называет, не говорит он и о том, какую премию РСС планирует собрать в 2007 г. Планов по работе с другими банками у РСС пока нет, добавляет Клековкин.

“Русский стандарт” и его страховщик в прошлом году заинтересовали чиновников Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Она решила, что банк должен дать заемщикам возможность застраховаться в другой компании, и предписала убрать из заявления на выдачу кредита название РСС – единственного страховщика, который может застраховать риски клиента, вспоминает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. В июне “Русский стандарт” должен заменить бланки заявлений в своих отделениях по всей стране, говорит Кашеваров. “Они [руководство банка] также заверили нас, что будет проведен тендер по выбору нескольких страховщиков кредитных программ”, – рассказал “Ведомостям” чиновник.

“Если бы российские банки научились правильно предлагать страхование жизни заемщикам по потребкредитам и ипотеке, объем рынка страхования жизни только за счет этого превысил бы $1 млрд в 2006 г.”, – заключает Андрей Дубинин, гендиректор компании “Авива”, “дочки” британской Aviva.