Жизненная проблема


Крохи

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), из собранных страховщиками в прошлом году 602 млрд руб. страховой премии на страхование жизни пришлось всего 16 млрд руб.

Эти 2,7% выглядят особенно жалко на фоне иностранных компаний. Британская Aviva в 2006 г. 44,9% из 41,5 млрд фунтов ($82 млрд) сборов получила от страхования жизни и пенсионного страхования, американская AIG – 8,8% из $113,2 млрд. Немецкой Allianz Group страхование жизни и здоровья приносит 43% из 101,1 млрд евро ($134,5 млрд).

Из сборов надо вычесть те, что маскируют налогосберегающие схемы. Это примерно четверть рынка. Руководитель центра стратегических исследований “Росгосстраха” Алексей Зубец оценивает сборы по страхованию жизни без учета схем в 2006 г. в 11,5 млрд руб. (72% от общих сборов). В ноябре 2006 г. руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев прогнозировал, что по итогам года премии по страхованию жизни составят 12–14 млрд руб., из которых на реальное страхование придется 10 млрд руб. (71–83%).

По сравнению с микроскопической (не более 10%) долей реального страхования в сборах по “жизни” несколько лет назад это, конечно, победа. В числе лидеров рынка страхования жизни почти не осталось случайных имен с многомиллиардными сборами (см. таблицу).

Зато свои

Но победа над схемами не стала толчком к развитию страхования жизни. Теперь верхние строчки рэнкинга заняты кэптивными компаниями, которые львиную долю премии собирают с сотрудников или клиентов одной компании, отмечает директор департамента рейтингов финансовых институтов агентства “Эксперт РА” Павел Самиев: “Капиталъ Страхование жизни”, “Русский стандарт страхование”, “Согаз-Жизнь”, “Нефтеполис”. Исключение составляет лишь занимающая третье место “AIG Россия”. На премии, полученные от предприятий “Лукойла” и аффилированных с ним структур, пришлась почти вся премия “Капиталъ Страхования жизни”, говорит председатель совета директоров страховой группы “Капиталъ” Юрий Цховребов: “На открытом рынке мы собрали в прошлом году около $1 млн [из $89 млн]”. Гендиректор “Русский стандарт страхование” Николай Клековкин ранее говорил, что клиентов его компании поставляет в основном банк “Русский стандарт”.

По оценкам Зубца, рынок страхования жизни растет на десятки процентов в год: в 2005 г. его объем без учета схем составил 7,5 млрд руб., в 2006 г. – 11,5 млрд руб., прогноз на 2007 г. – около 15 млрд руб. При благоприятном сценарии рост может составить 40% в год, прогнозирует руководитель направления рейтингов страховых компаний “Эксперт РА” Алексей Янин. Это если будут решены проблемы, тормозящие развитие страхования жизни, иначе рост будет скромнее – 15–20% в год, добавляет он.

Продавцы и налоги

Что это за проблемы? Их несколько, рассуждает директор управления андеррайтинга и методологии личного страхования Страхового дома ВСК Алексей Храпов.

Главная – налоги. Взносы по страхованию жизни облагаются 13%-ным налогом на доходы физлиц. Это не все – в борьбе со схемами выплаты по договору, заключенному на срок менее пяти лет, также обложили налогом.

Страховщики пытаются исправить ситуацию. В Думу внесен законопроект об освобождении взносов по страхованию жизни от налога. Это не приведет к воскрешению схем, уверен Зубец, изучивший опыт Украины, где в 2003 г. были введены налоговые вычеты для физлиц.

Два года назад вице-премьер Александр Жуков пообещал страховщикам, что после ухода с рынка схем правительство подумает о введении льгот по страхованию жизни. Эта идея жива, говорит чиновник профильного ведомства, правительство ждет, когда рынок полностью очистится от схем.

Второй своей бедой страховщики называют финансовую безграмотность населения. Потенциальным клиентам для покупки полиса долгосрочного страхования жизни не хватает элементарных знаний о продукте, сетует Храпов. А страховщикам – продавцов, отмечает Янин: “Страхование жизни не покупают – его продают”. Агенты предлагают клиенту не просто еще один способ инвестирования сбережений, а сложный продукт с множеством нюансов, объяснить которые зачастую не могут, говорит Янин. И, сравнивая накопительное страхование с другими способами вложения денег только по доходности, клиент делает неверный вывод о невыгодности страхования. Сбербанк платит по двухлетним депозитам 10% годовых, индекс РТС в 2006 г. вырос на 70%, а страховщики гарантируют доход 3–5% в год, правда, с возможностью увеличения в случае удачного инвестирования резервов. Но добавка будет невелика: по итогам прошлого года мало кто начислил больше 10%, большинство – 5–6%.

Заниматься просветительством "всем миром", как делали несколько лет назад управляющие компании, продвигая паевые фонды, страховщики не собираются. Популяризировать страхование жизни, пока не решится проблема налогообложения взносов, преждевременно, считает Андрей Дубинин, гендиректор “Авивы”, “дочки” Aviva, возглавляющий рабочую группу по страхованию жизни в Европейской ассоциации бизнеса в России. Лишь после этого можно проводить подобную кампанию, говорит он, отмечая, что страховщики жизни сейчас консолидированы как никогда.

Жизнь бесценна

Продавцы и налоги, конечно, важные проблемы, но не главные. Первых можно обучить – это вопрос лишь времени и денег, вторые – отменить. Настоящие беды страховщиков – долгий срок накопления и легкомысленное отношение россиян к своей жизни.

Покупать полис меньше чем на пять лет просто не имеет смысла, а в развитых странах большинство полисов продается на 15–20 лет. В России планировать на такой срок не принято – 15 лет назад в нашей стране начались рыночные реформы, а 20 лет назад отмечали 70-летие революции. У россиян свежи воспоминания начала 1990-х. Клиентом Госстраха была едва ли не каждая семья в стране и сотрудникам “Росгосстраха” (агент Минфина по выплате компенсаций съеденных инфляцией сбережений) приходится выслушивать много неприятного, сетует Зубец. В середине 1990-х гг. на страховом рынке было несколько громких банкротств, да и сейчас раз в несколько месяцев прекращает выплаты кто-то из страховщиков, работающих с населением, например, по ОСАГО.

Гендиректор компании “Эйс Жизнь страхование” (“дочка” американской Ace со сборами $11,8 млрд в 2006 г., из них $274 млн по “жизни”) Антон Кушнер считает налоги вторичным фактором. Он, как и многие его коллеги, уверен, что на отношение россиян к страхованию жизни повлиял негативный опыт и отсутствие политической и экономической стабильности. “Вы бы отдали кому-то свои деньги без возможности переложить их в другое место через год? – спрашивает Кушнер. – Я бы тоже вряд ли так поступил”. “Ну о каком страховании жизни можно говорить, если договоры у нас заключаются, как правило, на срок более пяти лет!” – восклицает Зубец.

Спрос на услуги страховщиков зависит еще и от того, что о необходимости защитить свою жизнь наши граждане задумываются лишь после защиты имущества. К сожалению, это особенность российского менталитета, говорит Кушнер.

С ним согласен Ломакин-Румянцев. Толчок к развитию страхования жизни, по его мнению, могло бы дать государство, начав выплачивать достойные компенсации погибшим в катастрофах. Родственники жертв прошлогодней аварии в Иркутске получили за своих близких по 62 000 руб., из них страховка составила 12 000 руб., остальное заплатила авиакомпания. Выплаты пострадавшим в автомобильных авариях в рамках ОСАГО ограничены 240 000 руб. Государство могло бы дать пример, тогда люди, возможно, задумаются о стоимости человеческой жизни, рассуждает глава Росстрахнадзора.

Надежда

На что же рассчитывают страховщики? На небольшом даже по российским меркам рынке все время затеваются новые проекты. Недавно ING и Allianz заявили, что готовы вложить в российские проекты по страхованию жизни $250 млн и 250 млн евро ($333 млн) соответственно, вспоминает Дубинин. “Но не ждите от меня заявлений, что мы готовы потратить 250 млн фунтов стерлингов ($495 млн), – предупреждает он. – Хотя, если надо, вложим и больше”.

В России появляются признаки стабильности, растут доходы населения. “Мы сравнивали сопоставимые с Россией по макроэкономическим показателям страны в Латинской Америке, Южной Азии и Центральной Европе, – рассказывает Кушнер. – В них востребованность страхования жизни в десятки раз больше!”

Вот почему в Россию пришли многие мировые гранды страхования жизни – AIG Life, Aviva, Ace, ING, бельгийская Fortis и др. Они готовятся к тому моменту, когда страхование жизни совершит рывок, говорит Кушнер: надо занять свое место на этом рынке, иначе может быть поздно.

Пока же дела идут не блестяще. Объем инвестиций, срок окупаемости проекта и размер премии, которую для этого нужно собрать, зависит от стратегии конкретной компании, говорит Олег Киселев, управляющий директор компании “Ренессанс Жизнь”. Она начала работу в 2004 г. и сделала ставку на агрессивное развитие собственной агентской сети, ее акционеры, “Ренессанс Страхование” и ЕБРР, обещали вложить 36 млн евро в течение пяти лет. Сколько уже потрачено, Киселев не раскрыл, сказав, что в 2008 г. акционеры перестанут вкладывать деньги и рассчитывают выйти на ноль, а в 2009 г. начнут возвращать инвестиции. Но если бы они захотели продать “Ренессанс Жизнь” уже в следующем году, они бы отбили вложенные на тот момент средства, считает Киселев. По плану компания должна подписать в 2007 г. $13,5 млн премии от вновь пришедших клиентов, а стоимость компаний по страхованию жизни в мире оценивается в 2–4 новых премии. Если умножить планируемую премию “Ренессанс Жизни” на 3, получим примерную цену компании в $40 млн. Правда, в прошлом году компания собрала 76 млн руб. (менее $3 млн), так что сейчас она по методике Киселева стоит не более $10 млн.

При таком подходе $200-миллионные инвестиции в бизнес по страхованию жизни оправдаются, когда компания начнет собирать в год $66 млн только новых премий – тогда она будет стоить вложенных денег. В прошлом году столько собрали три компании – “Капиталъ Страхование жизни”, “Русский стандарт страхование” и AIG Россия.

Американская помощь

А пока россияне не стремятся страховать свои жизни, нашлись те, кто заставил их это сделать. Палочкой-выручалочкой для страховщиков стали банки, которые требуют от своих заемщиков страховать жизнь.

Какая часть премий приходится на “кредитное страхование”, компании не раскрывают. Самиев из “Эксперт РА” оценивает ее в 2/3, Кушнер – в 60–70%. Из всех проданных “Авивой” в России полисов более 90% – продукты с кредитной составляющей, признается Дубинин. В таких компаниях, как “Русский стандарт страхование” и “Авангард-Гарант” (банк “Авангард”), на продукты credit life приходится почти вся собранная премия, говорит Самиев, у использующих другую стратегию AIG Life и “Ренессанс Жизнь” – точно составляет меньше трети портфеля.

Эти полисы не приносят страховщикам длинных денег – в них нет накопительной составляющей, только рисковая. Но и они много значат для развития рынка, убежден Дубинин. Во многих странах интерес к страхованию жизни появился благодаря кредитам. Банки становятся ведущим каналом продаж полисов, отмечает Дубинин: “В прошлом году “Русский стандарт страхование” получил более $150 млн премии, а кто знал об этом страховщике пару лет назад?” Рынок страхования жизни в России будет расти минимум на 20% в год, уверен Кушнер, в основном благодаря кредитным продуктам.