Команда на веревочке


“Группа топ-менеджеров компании-ритейлера пришла к нам с проблемой, – вспоминает генеральный директор компании Adventure Races Андрей Овчинников. – Несмотря на профессионализм, компания не развивалась, и никто не мог понять почему. Мы устроили им серьезное испытание с преодолением пропасти. В результате несогласованности действий одна часть команды через пропасть перебралась, другая осталась, а генеральный директор завис посередине. Он не мог выбраться самостоятельно, но его криков о помощи никто не слышал. Коллектив увлеченно выяснял отношения поверх головы директора. В итоге его пришлось снимать с помощью подъемного крана. Через некоторое время компания развалилась и ушла с рынка”. Экстрим срывает маски, делает вывод Овчинников.

Сильное средство

Сейчас тимбилдинг, в том числе и экстремальный, кто только не предлагает: и турфирмы, и праздничные агентства, и просто альпинисты, готовые завести клиента на высокую гору. “Но если просто вывести сотрудников из офиса и предложить им что-нибудь делать, результаты могут быть самыми непредсказуемыми, – утверждает руководитель департамента “Лаборатория команды” компании “Коллекция приключений” Сергей Зверев. – Они могут сплотиться, и сплочение не будет иметь никакого отношения к профессиональной деятельности. Но ведь могут и разругаться вдрызг”. Любой командообразующий тренинг подразумевает совместное решение разнообразных задач, результат которых засчитывается всей команде. “Без экстрима можно обойтись почти всегда, – полагает тренер-консультант ГК “Институт тренинга-АРБ Про” Максим Долгов, – но тренинг в экстремальном формате как сильнодействующее средство позволяет быстрее достичь цели”.

Бизнес как рафтинг

“Экстремальный тимбилдинг прекрасно моделирует бизнес-среду – изменчивую, агрессивную, непредсказуемую, а потому весьма эффективен для обитающего в этой среде топ-менеджмента, – комментирует Зверев. – Для подобных тренингов хорошо подходит формат сплава по горной реке. Во-первых, участвовать в катамаранном сплаве может любой человек, при этом все участники примерно в равной степени некомпетентны и должны быстро обучиться новым навыкам; во-вторых, участникам нужно за доли секунды принимать решения, при этом эмоциональная напряженность и скорость наработки навыков очень высоки”. “Мы проводили тренинг в формате сплава для компании “MACO” (Россия), которая пришла к нам с пожеланием с 15%-ной доли российского рынка фурнитуры подняться до 25%, – вспоминает Долгов, – после трехдневной программы они перевыполнили свой план и добились 30%”. “На прошлом месте работы я организовывал тренинг для управляющей команды. Команду возглавил новый руководитель, понявший, что коллектив нуждается в командообразовании. В результате была выбрана трехдневная программа “Команда в формате экстрима” с элементами рафтинга в районе Архыза, в которой участвовало 12 топ-менеджеров, – вспоминает национальный менеджер по обучению компании “Нестле Россия” Сергей Гремушкин. – В рафтинге наравне с крепкими мужчинами участвовали и хрупкие девушки, и, хотя им было физически тяжело, отзывы у всех были положительные, а цель тренинга была достигнута”.

Сэкономить на тренере

“Тренинг, заказанный управленческой командой для себя, обычно проходит без неожиданностей. Гораздо менее предсказуем тренинг, заказанный руководством для подчиненных”, – считает Зверев. Явка на такие тренинги обычно обязательна. “Отвертеться было нельзя, – вспоминает о подобном мероприятии технолог Ирина Козельская, – нам пришлось лезть в бассейн, и мы чувствовали себя идиотами, многие были не готовы раздеться до купальника перед коллегами”. “Выездной тимбилдинг идеально проводить в рабочий день и строго добровольно, – считает Зверев. – Если человек не хочет ехать, он все равно придумает причину для отказа или приедет, но просаботирует мероприятие”.

Руководство часто ограничивается популярным и сравнительно дешевым веревочным курсом (от $30 за человека без питания). Иногда экономят не только на тренинге, но и на грамотном тренере. И это дает обратный эффект. “Во время тренинга коллеге срочно потребовалось уехать из-за болезни кого-то из близких, – вспоминает Рябиковская. – Тренер поставил ее перед выбором – либо она остается, либо вся команда уезжает из-за нее”. “Свобода выбора – одна из основных ценностей, которая должна продвигаться на тренингах, – комментирует Зверев. – Категорически нельзя противопоставлять интересы человека и команды. Тренер должен был создать максимально доброжелательные условия для участницы, чтобы она смогла решить, остаться ей или уехать”.

Зверев убежден, что грамотный тренер никогда не допустит истерики участника, который не в состоянии спрыгнуть с высокого дерева или пройти по узкому карнизу в горах. “Человек не должен лезть на дерево в состоянии куража, мы добиваемся, чтобы подобные поступки совершались в адекватном настрое”, – говорит Зверев.

Памятник неподготовленным

“Тимбилдинг в формате экстрима, – объясняет Долгов, – не может проходить без квалифицированного врача, ознакомившегося перед началом с состоянием здоровья участников. Кроме того, тренер должен узнать проблемы взаимодействия участников в профессиональной среде, чтобы отработать их в смоделированной ситуации. Например, когда два топ-менеджера обратились к нам с проблемой неспособности доверить друг другу принятие решений, мы предложили им сплав в катамаране. Они согласились и сами убедились, что в сложной ситуации гребут в разные стороны. На привале мы обсудили ситуацию и провели аналогию с поведением в бизнесе”.

Еще один опыт из практики Максима Долгова: “Генеральный директор компании, крупного производителя продуктов питания, был обеспокоен, что сотрудники недостаточно хорошо прорабатывали проекты. Мы предложили тренинг в формате восхождения в горы. Команде выдали исходные данные для планирования восхождения: список экипировки, высоту, рекомендованные скорость и количество привалов. Но команда плохо экипировалась, слишком часто делала привал, шла не с той скоростью – в итоге не уложилась по времени. После проработки результатов тренинга та же команда воздвигла на горе монумент “Памятник неподготовленным проектам” и рядом провела митинг. Фото памятника директор повесил в кабинете каждого топ-менеджера и обещал авторов плохо подготовленных проектов отправлять в ежегодную экспедицию для возложения цветов к этому памятнику”.

Простые и сложные

Зверев считает, что экстремальные тренинги в первую очередь показаны компаниям, которые оказывают сложные услуги, и гораздо меньше – предприятиям, производящим простую продукцию. “На фабрике, где валяют валенки, каждый отдельный сотрудник стоит недорого и легко заменяем, – комментирует Зверев. – Другая ситуация в крупной клиентоориентированной компании, где нужна командная работа сотрудников”. “Иногда мы сталкиваемся с несерьезным отношением к бизнесу его владельца, – говорит Долгов. – Если владелец просит “сделайте мне команду, а я поеду в отпуск”, мы ему отказываем. Команду в этом случае формировать бессмысленно”.