Слияние двух труб


“Транснефтепродукт” стоит порядка $1,5 млрд, “Транснефть” – примерно $14 млрд, считает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, государство может увеличить свою долю в “Транснефти” до 77–77,5%, если та выпустит для оплаты “Транснефтепродукта” только обыкновенные акции.

Президент одобрил сделку еще 6 апреля, вчера о подписании указа сообщила его пресс-служба. По документу за пять месяцев, к 6 августа, правительство должно обеспечить внесение 100% акций “Транснефтепродукта” в уставный капитал “Транснефти”. Этим пакетом государство оплатит новые обыкновенные акции “Транснефти”.

Появятся ли новые привилегированные акции, в указе не написано. Президент поставил там лишь одно условие: провести допэмиссию “Транснефти” так, чтобы доля государства в ее уставном капитале была не менее 75% плюс 1 акция.

Объединение “Транснефти” и “Транснефтепродукта” обсуждается давно. Еще в 2004 г. президент “Лукойла” Вагит Алекперов поделился соображениями на этот счет с министром экономического развития Германом Грефом: у единой трубопроводной монополии появилась бы возможность концентрировать ресурсы и направлять их на самые важные проекты. В мае 2006 г. чиновники начали активно обсуждать эту идею, появились предложения передать “Транснефти” еще и железнодорожную компанию “СГ-транс”, госдолю в Каспийском трубопроводном консорциуме и пакеты акций в нескольких мелких нефтемаслозаводах. Пока эти идеи так и остались на бумаге, говорит чиновник Минэкономразвития.

Чиновник Росимущества отмечает, что присоединение “Транснефтепродукта” к “Транснефти” и его ликвидация пока не обсуждается, не определена еще и стоимость “Транснефтепродукта”.

Не решен и самый главный вопрос – будет ли “Транснефть” выпускать кроме обыкновенных еще и привилегированные бумаги, говорят два собеседника “Ведомостей”.

По закону об акционерных обществах выпускать их “Транснефть” не обязана, уверяют юристы. Нет особых положений на этот счет и в уставе “Транснефти”, который размещен на ее сайте. Монополия исправно платит дивиденды, поэтому право голоса у владельцев привилегированных акций появляется только в одном случае – при внесении поправок в устав (при допэмиссии они вносятся всегда для уточнения размера уставного капитала), которые ущемляли бы их права, рассуждает партнер юрфирмы “Юст” Артур Рохлин, но никакого ущемления нет.

Теоретически у миноритариев могут быть два аргумента для суда, что их права были ущемлены, полагает управляющий партнер AST Legal Анатолий Юшин. Первый – сокращение их общей доли, ведь акция – это подтверждение права на часть имущества. Второй – лишение права голосовать сегодняшним пакетом, если “Транснефть” когда-нибудь перестанет платить дивиденды. Но перспективы у таких исков нет, уверен Юшин.

Чиновники могут решить выпустить еще и новые привилегированные акции, чтобы перестраховаться, думает Рохлин, тогда все эти акции могут выкупить их сегодняшние владельцы по преимущественному праву.

Такой вариант обсуждается, подтверждают два источника, близких к администрации президента: лишние деньги “Транснефти” не помешают, особенно для гигантского проекта по строительству Восточно-Сибирского трубопровода.

Выяснить мнение частных акционеров “Транснефти” вчера не удалось. По данным Reuters, из западных инвестфондов на сентябрь 2006 г. самый крупный пакет был у германского DWS Investment – 0,69% “Транснефти”. Но его представитель от комментариев отказался.

В британском HSBC Investments (0,46%) прояснить позицию затруднились.