ГЛОБАЛИСТ: Выйти из спячки


Юлия Тимошенко опубликовала во влиятельном журнале Foreign Affairs статью “Сдержать Россию”, призывающую Запад к системному пересмотру взглядов на Россию. Общий смысл таков: Россия никогда не сможет победить свои агрессивные экспансионистские инстинкты, поэтому поддерживать реформы в этой стране бессмысленно – они не дадут эффекта, Россия всегда будет представлять угрозу, а поэтому политику по отношению к ней нужно строить на принципах сдерживания – словом, возврата к идеологии холодной войны.

Едва ли пани Тимошенко годится на роль идеолога политики Запада в отношении России. Ее собственная “идеология” – беспринципный популизм, потакание толпе, агитация “за все хорошее и против всего плохого”, за рыночную демократию и развитой социализм в одном флаконе. Семь месяцев ее премьерства запомнились недемократичными методами руководства и административным насилием над рынком – возможно, именно этой госпоже принадлежит решающая роль в провале и дискредитации оранжевой революции на Украине.

Однако Тимошенко, пожалуй, первая из заметных политиков громко сказала вслух то, о чем в мире уже давно начали говорить вполголоса: Россия агрессивна и опасна. Со временем она успокоится сама из-за инфраструктурных и демографических проблем и фантастически неэффективной власти, поэтому надо набраться терпения, а пока стараться всеми средствами сдерживать ее амбиции.

Увы, такая позиция становится все более популярной в мире. Мы доигрались своими мускулами и “вставанием с колен”, за которым не следует ничего, кроме голого культа силы и денег, монополистической идеологии в политике и экономике, избирательного применения закона. “Мы не боимся экспорта российского газа или российского капитала. Мы боимся экспорта российского типа поведения”, – сказал мне недавно один европейский коллега.

Что может предложить Россия в качестве вклада в решение важнейших проблем современности – борьбы с изменением климата, создания системы коллективной международной безопасности, преодоления бедности, разрешения конфликтов? Похоже, кроме критики в адрес США, – ничего.

Есть и другая Россия, которой небезразлично, что о ней думают в мире, которая не разделяет неоимперских амбиций и готова играть по правилам, у которой есть и ценности, а не только интересы (как подсчитал Федор Лукьянов в одной из своих статей, в недавнем обзоре внешней политики российского МИДа слово “интересы” упоминается около 90 раз, а слово “ценности” – четыре, причем три в негативном контексте).

Но эта Россия пока что мало проявляет себя. Сможет ли страна вырваться из постъельцинской спячки, начать думать не местечково, а глобально, понять, что державные амбиции и концепция суверенитета образца XIX в. не годятся для современного мира? Нам пора выходить из спячки, если мы не хотим, чтобы идеи Тимошенко превратились в мире в мейнстрим – особенно на фоне бессмысленных избиений и арестов мирных демонстрантов в Москве и Петербурге в минувшие выходные. Оценки этих событий со стороны пресс-секретаря германского канцлера Ангелы Меркель, равно как и оценки “негативного влияния России” в новом стратегическом плане госдепартамента США и USAID на 2007–2012 гг., должны бы отрезвить здравомыслящих россиян. Это уже не Тимошенко. Это уже мейнстрим.